История

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА

Развитие дорожных исследований в Беларуси неразрывно связано с СоюздорНИИ, который был создан в СССР в 1926 году. В 1928 году при Главдортрансе БССР было образовано дорожно-исследовательское бюро (ДИБ). С образованием в 1930 году Центрального научно-исследовательского института автодорожного транспорта (ЦИАТ) в Минске на базе ДИБ создан его филиал - Белорусский государственный институт автодорожного транспорта (БелГИАТ). В 1936 году после организации в Москве на базе ЦдорНИИ Дорожного научно-исследовательского института (ДорНИИ) БелГИАТ переименован в БелдорНИИ и просуществовал до Великой Отечественной войны.

С 1946 года при Ушосдоре БССР функционировала дорожно-испытательная станция (ДИС) по испытанию дорожно-строительных материалов и их внедрению в строительство дорог.

1962 год Постановлением Совета Министров БССР № 241 от 29 апреля 1962 года в системе Гушосдора при Совете Министров БССР создан Белорусский дорожный научно-исследовательский институт (БелдорНИИ), продолживший традиции исследований, начатых в дорожной отрасли довоенного периода.

1976 год Постановлением Совета Министров БССР № 229 от 8 августа 1976 года создано НПО «Дорстройтехника». Первоначально в его состав вошли проектный институт «Белгипродор» как головная организация, научно-исследовательский институт БелдорНИИ, проектно-технологический трест «Оргдорстрой», дорожно-строительный район № 31 и дорожно-эксплуатационный участок №718 в г. Березино. В 1980 году проектный институт «Белгипродор» был выведен из состава объединения, а головной организацией НПО «Дорстройтехника» определен институт БелдорНИИ.

1992 год Приказом Миндорстроя Республики Беларусь № 30 от 23 июня года НПО «Дорстройтехника» реорганизовано в институт «Дорстройтехника». Из объединения выделились и стали самостоятельными Белорусский дорожный научно-исследовательский и проектно-технологический институт «Дорстройтехника» (ранее БелдорНИИ), машиностроительная и конструкторская фирма «Белдортехника» (ранее трест «Оргдорстрой»), производственно-технологическая фирма «Мадикор» (на основе производственной базы НПО «Дорстройтехника» в г. Березино).

1993 год Приказом Миндорстроя Республики Беларусь № 43 от 30 сентября 1993 года институт «Дорстройтехника» и производственно-технологическая фирма «Мадикор» введены в состав НПО «Белавтодорпрогресс».

1999 год Приказом Комитета по автомобильным дорогам № 243 от 1 декабря 1999 года НПО «Белавтодорпрогресс» преобразовано в РУП «БелдорНИИ».

2005 год Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 3 июня 2005 года № 152-ц РУП «БелдорНИИ» реорганизовано в филиал «Институт дорожных исследований» РУП «Белдорцентр».

2007 год Приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 сентября 2007 года № 447-ц произведено выделение из состава РУП «Белдорцентр» филиала «Институт дорожных исследований» с созданием на его базе республиканского дочернего унитарного предприятия «Белорусский дорожный научно-исследовательский институт «БелдорНИИ» и присоединением к нему филиала опытно-экспериментального производства «Мадикор».

 

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ИНСТИТУТА ПО ПЕРИОДАМ

ПЕРИОД 1962-1971 гг.

В период 1962-1971 гг. в БелдорНИИ была создана материально-техническая база, укомплектованы кадры, в том числе и высшей квалификации, заложены научные основы  в области земляного полотна и дорожных одежд, новых дорожно-строительных материалов и технологий, мостовых сооружений.

В научной тематике проблема использования местных материалов для строительства и ремонта  автомобильных дорог занимала ведущее место.

Были изучены особенности укрепления полесских мелкозернистых одномерных песков и других наиболее  характерных для БССР грунтов. Исследования, проведенные в БелдорНИИ, доказали возможность использования слабых грунтов (кроме текучих) независимо от вида покрытия, нагрузок и интенсивности движения (И.Е.Евгеньев, В.Н.Яромко, В.Е.Сеськов, Н.Д.Банников, В.В.Штабинский). Материалы этих исследований вошли в союзный документ «Методические указания по проектированию земляного полотна на слабых грунтах» (Оргтрансстрой, 1968), разработанный в СоюздорНИИ и ЦНИИС.

В БелдорНИИ впервые в Советском Союзе проведен комплекс экспериментально-теоретических исследований работы земляного полотна и дорожных одежд автомобильных дорог на болотах при статическом и динамическом действии транспортной нагрузки(В.Н.Яромко). Были разработаны «Методические рекомендации по учету воздействия транспортной нагрузки при проектировании автомобильных дорог на болотах», Минск, 1972.

В.Д.Ставицкий продолжил начатые Е.Я.Мамлиным и Л.С.Куцман исследования по применению битумных эмульсий в дорожном строительстве БССР, были разработаны «Временные технические указания по устройству покрытий из асфальтобетонных смесей на эмульсиях.

Выполнено районирование БССР по условиям снегоборьбы на дорогах,  установлены  расчетные объемы снегоприноса (В.Е.Карышев и В.А.Пастернацкий).

Была создана первая дорожно-исследовательская ходовая лаборатория БелдорНИИ (А.Н.Нечаев, В.Н.Яромко, И.А.Орехов).

В отделе искусственных сооружений БелдорНИИ начаты исследования по совершенствованию конструкций пролетных строений мостов, организована мостоиспытательная лаборатория для определения грузоподъемности существующих мостов. Выполнен цикл исследований по определению грузоподъемности и разработке методов усиления железобетонных автодорожных мостов (А.М.Кузнецов, П.В.Золотов, К.З.Галустов, В.Г.Самарина, В.С.Лейтес, Г.А.Малаховский) и разработано методическое пособие по выявлению и устранению дефектов в железобетонных автодорожных мостах (В.В.Черкасов).

 

ПЕРИОД  1972-1981 гг.

В 1972-1975 годах впервые проведены исследования водно-теплового режима земляного полотна и дорожных одежд с целью учета особенностей природных условий при проектировании дорог (Р.З.Порицкий, В.П.Корюков, А.Л.Горелик). Предложено дорожно-климатическое районирование территории республики и разработаны методы  прогнозирование расчетных показателей земляного полотна с учетом природных условий.

Для повышения безопасности движения создана методика определения допускаемых безопасных скоростей автомобилей в зависимости от транспортно-эксплуатационных показателей существующих дорог (А.Н.Нечаев, И.А.Орехов). Обоснованы новые нормы сроков службы асфальтобетонных покрытий между средними ремонтами по категориям дорог с учетом перспективной интенсивности движения  (В.Е.Карышев, В.А.Пастернацкий).

В отделе искусственных сооружений разработаны «Методическое руководство (в развитие Инструкции ВСН 122-65) по определению грузоподъемности железобетонныхбалочных пролетных строений автодорожных мостов» (П.В.Золотов, Ф.М.Шакай, В.И.Раковец, Г.А.Малаховский) и тавровая пустотная конструкция с использованием складывающегося пустотообразователя для малых пролетных строений мостов длиной 12 метров (К.З.Галустов, А.С.Мацкевич).

Разработана первая вСССР отраслевая автоматизированная система  управления строительством автомобильных дорог (АСУСдор). Были составлены методические указания по структуре и составу типовой ОАСУ строительством и эксплуатацией дорог (Л.И.Виноградов, В.А.Хартон, Н.Е.Коновалов, Г.В.Микулич, В.В.Лисовский).

При строительстве нефтепромысловых дорог в Западной Сибири тресту «Белнефтедорстрой» постоянно оказывалась научно-техническая помощь. Была разработана и внедрена технология ускоренного строительства нефтепромысловых дорог на болотах (В.Н.Яромко, А.В.Широких).

Для детального изучения влияния особенностей природно-климатических условий республики на работу дорожных одежд построена Витебская дорожно-исследовательская станция, наблюдение на которой проводились с 1975 по 1980 год. Получены данные о влиянии капилляропрерывающих изолирующих прослоек на влагонакопление грунтов земляного полотна, а  теплоизолирующих прослоек - на глубину и скорость  промерзания грунтов (Р.З.Порицкий, Ф.С.Бутер, В.П.Корюков).

Для повышения коррозионной устойчивости асфальтобетонных покрытий широкое применение в качестве ПАВ получили кубовые остатки алифатических аминов С17 - С20 Все асфальтобетонные смеси для верхнего и нижнего (при стадийном строительстве)  слоев выпускались с добавками катионных ПАВ(Л.С.Измайлова, Г.Н.Козлов).

Были разработаны технологии получения битумного вяжущего с использованием резиновой крошки с применением ароматических масел и путем совместного окисления гудрона и резиновой крошки (Л.С.Измайлова, В.Н.Мацкевич, Т.А.Новицкая).

 

ПЕРИОД  1982-1991 гг.

В 1980-1985 годах возобновлены работы по применению битумных эмульсий  (И.Н.Петухов, Г.В.Чепцов, Г.Н.Козлов, Н.И.Евсиков, О.Н.Недолугин). Их выпуск организовали на экспериментальной установке опытно-экспериментальной базы НПО «Дорстройтехника» в Мартияновке (Березинский район). Эмульсии катионного типа готовили на основе первичных алифатических аминов С1220. Они применялись в основном  для устройства тонких слоев из эмульсионно-песчаных смесей.

Широкое распространение получили укрепленные основания. Была исследована возможность укрепления гравийно-песчаных материалов известью (Н.Л.Лемец, Р.И.Петрашевский). Более эффективными для устройства укрепленных оснований оказались золы-уноса эстонских ТЭЦ. За внедрения этой разработки коллектив  строителей республики и сотрудники БелдорНИИ И.Н.Петухов и Д.М.Марковка  удостоены премии Совета Министров БССР.

В  республике стала внедряться технология устройства оснований из тощего бетона на дорогах Iи IIкатегорий  (Ф.Я.Ковалев, В.В.Киселев).

Для укрепления верхней части земляного полотна и устройства конструктивных слоев дорожной одежды стали применять гидрофобизированные грунты. В качестве гидрофобизаторов использовались водные растворы ПАВ на основе первичных алифатических аминов С17- С20 (И.Н.Петухов, Д.М.Марковка, В.В.Киселев).

Разработаны составы и технология укрепления мелких песков Западной Сибири с помощью нефти с целью укрепления оснований дорог к нефтедобывающим районам (В.Н.Мацкевич, Л.Ф.Веребская).

Разработана технология устройства оснований из доломитового щебня месторождения «Руба» (Л.Ф.Веребская, В.А.Кушинский).

Для разметки дорог начал широко применяться разработанный в БелдорНИИ термопластик ТР-1 (Е.И.Тишин, В.А.Пастернацкий.

В мостостроении (А.И.Мордич, П.В.Золотов, Н.Н.Маркевич, Н.В.Завадская) для пролетов длиной 9 метров были разработаны предварительно напряженные ребристые плиты. Для пролетов длиной от 12 до 21 метра были разработаны ребристые пролетные строения из балок со смешанным армированием. Широкое применения в республике получили разработанные в БелдорНИИ опорные части из литьевого полиуретана.

Была разработана технология скоростного строительства тонкослойных цементобетонных покрытий на местных и сельскохозяйственных дорогах с применением высокопроизводительных бетоноукладчиков со скользящими формами американской фирмы «Гомако»(В.П.Корюков, А.Л.Горелик, В.В.Киселев).

Широкое применение получили конструкции дорожных одежд на укрепленных основаниях с однослойными асфальтобетонными покрытиями на дорогах местного значения (В.П.Корюков, Д.М.Марковка).

Ряд разработок БелдорНИИ вошли в общесоюзные документы:

- «Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах к СНиП 2.05.02.-85» (Стройиздат., 1989);

- «Инструкция по уширению автодорожных мостов и путепроводов. ВСН 51-88 / Минавтодор РСФСР (Транспорт, 1990).

 

ПЕРИОД  1992-2001 гг.

Впервые в Республике Беларусь и в странах бывшего Советского Союза при научном сопровождении «БелдорНИИ» осуществлено широкомасштабное внедрение холодных технологий устройства конструктивных слоев дорожных покрытий и защитных слоев с использованием катионных битумных эмульсий (И.Н.Петухов, Н.В.Радьков).

В 1997 году в Копыльском и Червенском районах Минской области под руководством «БелдорНИИ» была проведена школа передового опыта по применению битумных эмульсий для устройства поверхностных обработок и гравийно-эмульсионных покрытий.

В республике было введено 25 эмульсионных заводов при непосредственном участии специалистов «БелдорНИИ» (Н.В.Радьков, М.Г.Жуковин).

Специалистами института разработаны все проектные и нормативно-технические документы по битумным эмульсиям и холодным технологиям для республики, а также запроектированы и введены в эксплуатацию эмульсионные заводы в Украине (3 завода) и Российской Федерации (4 завода).

В 1996 году в КУП «Витебскоблдорстрой» выпущена первая опытная партия модифицированного битума на основе полимерной добавки ДСТ-30 (СБС) и построены опытные участки с применением этого вяжущего в асфальтобетоне и для устройства мембраны при ремонте цементобетонного покрытия. По мембране уложен слой дренирующего асфальтобетона (Н.В.Радьков Н.В., В.А.Кушинский).

В 1998 году разработана мембранная технология ремонта жестких покрытий автомобильных дорог и искусственных сооружений (В.А.Кушинский).

При  укреплении откосов земляных сооружений геосинтетические материалы стали использоваться в качестве защитной прослойки и обратного фильтра, что в комбинации с ботовыми кольцами (отход переработки изношенных шин) позволило в ряде случаев заменить капитальное покрытие  из бетонных плит. Нашел широкое применение при укреплении земляных сооружений и геотекстиль с семенами трав (В.В.Штабинский).

Результаты многолетних исследований нашли отражение в разработанном «Пособии по проектированию дорожных одежд нежесткого типа» и «Рекомендациях по повышению устойчивости и надежности цементобетонных покрытий» (В.П.Корюков).

В области мостостроения ведутся исследования, направленные на использование демонтированных тавровых балок с диафрагмами  в качестве монтажных элементов при строительстве и реконструкции неразрезных сборных железобетонных конструкций       (П.В.Золотов, А.Г.Пастушенко), разработку конструкций плит и балок с напрягаемой стеклопластиковой арматурой для сборных пролетных строений длиной 6-12 метров (О.М.Вайтович). Систематически испытываются и обследуются сооружения на автомобильных дорогах (А.Ф.Головнев).

Начиная с 1995 года в дорожной отрасли Беларуси начало развиваться новое направление в организации и проведении дорожных работ – научное сопровождение при строительстве сложных и ответственных дорожных объектов. Толчком к созданию этого направления послужило проведение работ по модернизации автомобильной дороги М1/Е30 Брест-Минск-граница России.

Разработаны основные технические решения и технология работ по ремонту монолитных цементобетонных покрытий (содержание, текущий и капитальный ремонт  дорог (В.Н.Яромко).

 

ПЕРИОД  2002-2012 гг.

В 2002-2012 гг. проводились научно-практические исследования, связанные с решением наиболее важных проблем дорожного хозяйства, по следующим основным направлениям:

•повышение качества дорожно-строительных материалов, разработка альтернативных вяжущих и бетонов;

• разработка и применение технологий, конструкций и материалов для строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог;

•строительство, ремонт и содержание мостов;

•повышение безопасности дорожного движения, охрана окружающей среды и улучшение условий охраны труда;

•разработка и совершенствование нормативно-технического обеспечения дорожной деятельности.

Государственным предприятием «БелдорНИИ» разработан или адаптирован к условиям Республики Беларусь ряд новых технологий и материалов, которые прошли производственную апробацию и внедрены в дорожном хозяйстве.

Разработана технология приготовления и устройства щебеночно-мастичных асфальтобетонных  смесей с применением целлюлозного волокна (В.А.Кушинский, В.К.Шумчик, Д.Г.Игошкин). Впервые в РБ данная технология была внедрена в 2002г. при реконструкции МКАД.

Оказана научно-техническая помощь в освоении технологии приготовления и укладки щебеночно-мастичного асфальтобетона в Курской и Брянской областях Российской Федерации, в Украине при капитальном ремонте автомобильной дороги Киев-Борисполь (В.А.Кушинский, Д.Г.Игошкин, Д.Л.Сериков), а также в организации производства битумополимерных мастик для ремонта и герметизации трещин (В.Б.Барковский, В.В., Асташко, Л.В.Меньшова, Д.Л.Сериков, В.А.Кушинский).

В 2006-2007 гг. КУП «Брестоблдорстрой» при научно-техническом сопровождении государственного предприятия «БелдорНИИ» внедрена современная энергосберегающая технология устройства покрытий из ЭМС с ускоренным сроком формирования (М.Г.Жуковин).

В 2006 г. проведены экспериментальные работы по усилению пролетных строений моста с уширением габарита приближения конструкций при капитальном ремонте моста через реку Поня (О.М.Вайтович, А.Г.Пастушенко). Усиление осуществлено посредством устройства железобетонной монолитной накладной плиты поверх существующих балок с включением ее в совместную работу с указанными балками с помощью анкеров.

Разработаны технология приготовления и применения бетонов высокой морозостойкости и коррозионной стойкости и энергосберегающая технология изготовления сборных железобетонных мостовых конструкций в мостовом строительстве (В.В.Киселев).

Для ямочного ремонта асфальтовых покрытий дорог, мостов, городских улиц, дворовых территорий, мест парковок автомобилей разработана складируемая органоминеральная смесь (М.Г.Жуковин, Н.В.Радьков). Такая смесь позволила выполнять работы по ремонту покрытий в зимний период в сухую погоду при температуре воздуха не ниже минус 20 0С.

В этот период разрабатываются холодные литые асфальтобетонные смеси (М.Г.Жуковин, Н.В.Радьков). Холодные литые асфальтобетонные смеси применяются в качестве слоев износа, гидроизоляции и фрикционных слоев.

В 2007 г. адаптирована технология устройства тонких защитных слоев «Тонфриз», аналог европейской технологии «Novachip», и устроены защитные слои на автомобильной дороге М1/Е30 (В.К.Шумчик, В.В.Зубович, Ю.М.Цыганок, Д.Л.Сериков).

Разработана технология устройства покрытия из жесткой вибролитой асфальтобетонной смеси, одновременно являющегося гидроизоляцией мостового полотна искусственных сооружений (В.А.Кушинский, С.Е.Кравченко).

Разработана ресурсо- и энергосберегающая технология холодного ресайклинга для усиления конструкций дорожных одежд, позволяющая при реконструкции дороги или ее ремонте эффективно использовать материалы существующей дорожной одежды, экономить энергоресурсы, минимизировать ущерб окружающей среде и снизить транспортные расходы (В.К.Шумчик, В.В.Штабинский).

Разработаны оптимальные технологические параметры приготовления и составы асфальтобетонной смеси со специальными добавками, позволяющими снизить температуру приготовления и уплотнения горячей асфальтобетонной смеси (Н.В.Радьков, О.И.Старостина, Д.Г.Игошкин).

Разработаны конструкции и технологии устройства дорожных одежд с использованием армирующих и разделяющих прослоек из геосинтетических материалов. (В.В. Штабинский).

Разработаны составы асфальтобетонов, устойчивых к воздействию циклических нагрузок, для устройства несущих слоев покрытий в зоне растяжения. (В.К.Шумчик, Д.Г.Игошкин).

Разработаны рекомендации по установке и ремонту тросового ограждения и СТБ на элементы системы тросового удерживающего ограждения Проведены испытания тросовых удерживающих ограждений на полигоне в г. Димитров, которые подтвердили эффективность их применения на дорогах республики (С.В.Кабак, В.К.Хатковский).

Разработана технология устройства «шумовых полос» на аварийно-опасных участках автомобильных дорог общего пользования (А.В.Бусел, С.В.Кабак).

Разработана методика оценки напряженно-деформированного состояния пролетных конструкций больших мостов на международных транспортных коридорах (Д.А.Тромпель, О.М.Вайтович).

Разработаны материалы для оснований автомобильных дорог повышенной деформационной устойчивости, укрепленные цементом и модифицирующими добавками (Д.М.Марковка).

Разработаны конструктивные решения сводчатых пролетных строений мостовых сооружений под нагрузки А14 и НК-112 (О.М.Вайтович, А.А.Ткачев).

Разработана методика оценки процессов оттаивания земляного полотна по данным георадарных исследований, что позволило обоснованно устанавливать конкретные сроки введения и отмены сезонных ограничений движения грузовых автомобилей по автомобильным дорогам общего пользования. Использование нового оборудования позволит определять толщины конструктивных слоев и их однородность, прогнозировать места возникновения дефектов в покрытии (В.В.Климбасов).

Разработан ряд дорожно-строительных материалов таких как пропиточный состав для защиты бетона «Олекор» (Д.М. Марковка), лента битумная для сопряжения смежных полос асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог (Д.Г.Игошкин) и устранения трещин в асфальтобетонных покрытиях (Ю.М.Цыганок), мастики герметизирующие битумно-эластомерные (Ю.М.Цыганок), гранулированное резинобитумное вяжущее (М.Г.Жуковин, В.Б.Барковский). Апробация и выпуск этих и других материалов осуществляется на опытно-экспериментальном производстве «Мадикор».

В 2011 г. государственное предприятие «БелдорНИИ» реализовало проект «Реконструкция опытно-экспериментального производства герметизирующих материалов и модифицированных вяжущих «Мадикор» д. Мартияновка Березинского района», включённого в инвестиционную программу Департамента «Белавтодор». В декабре 2011 года объект был введен в действие и выполнена отраслевая программа инновационного развития Министерства транспорта и коммуникаций РБ на 2011-2012 гг. в части строительства нового производства для изготовления резинобитумного вяжущего. В 2012 году с использованием гранулированного резинобитумного вяжущего устроено асфальтобетонное покрытие на автомобильной дороге М-4 Минск – Могилев: км131,336 - 140,7; км140,7 - 150,0; км 160,5 - 167,0.

Только за последние 3 года государственным предприятием «БелдорНИИ» с участием других организаций разработано и пересмотрено: 19 технических кодексов установившейся практики (ТКП), 4 гармонизированных с европейскими нормами технических кодекса по проектированию конструкций мостовых сооружений (ТКП EN), разработано и пересмотрено 20 действующих государственных стандартов, введены в качестве государственных стандартов 199 европейских стандартов (СТБ EN ) на дорожные материалы и методы испытаний (в т.ч. разработано 5 СТБ EN по полной процедуре, 63 СТБ EN по ускоренной процедуре с переводом на русский язык, 131 СТБ EN по ускоренной процедуре и введенные на языке оригинала), а также ряд методических документов в соответствии с потребностями дорожного хозяйства.

Кроме того в 2011 году с участием ГП «БелдорНИИ» разработан, согласован и утвержден технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».

Институтом постоянно выполняются работы по научно-техническому сопровождению строительства, реконструкции, ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений, а также Ведомственной программы проектирования и строительства экспериментальных объектов.