Журналы

№1 (1) 2008

Содержание

Строительство, реконструкция, ремонт и содержание.

Применение технологии холодного ресайклинга при восстановлении и усилении дорожных одежд нежесткого типа

В статье рассмотрены основные аспекты применения технологии холодного ресайклинга для восстановления несущей способности и усиления дорожных одежд нежесткого типа непосредственно на автомобильной дороге. Описаны опыты применения данной технологии в республике при ремонте дорог местного значения. Рассмотрены возможные направления дальнейшего использования технологии холодного ресайклинга при проведении ремонтных работ на дорогах общего пользования.

В. В. Штабинский, В. К. Шумчик

Опыт применения технологии холодной регенерации дорожных одежд на месте при ремонте улиц города Минска

В статье рассмотрен опыт применения технологии восстановления асфальтобетонных дорожных одежд способом холодной регенерации на месте в городе Минске. Приведены общие сведения о рассматриваемой технологии, история ее развития в мире, России и в нашей стране. Подробно рассмотрен капитальный ремонт дорожной одежды улицы Гинтовта – первого объекта, на котором были произведены работы с использованием технологии холодной регенерации асфальтобетона на месте: даны проектные и технологические решения применительно к технологии холодной регенерации.

В. А. Веренько, А. А. Макаревич

Мониторинг процессов инновационного управления качеством автомобильных дорог

С точки зрения цикла инновационного управления мониторинг процессов управления качеством при производстве работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог необходимо осуществлять с учетом обеспечения возможности непрерывного совершенствования: технологии, приемов работ, применяемых материалов, исходной информации, квалификации персонала. В этом случае мониторинг процессов управления качеством при производстве работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог целесообразно осуществлять по модели мониторинга процессов инновационного управления.

Е. В. Кашевская

Выбор комплектов машин при восстановлении работоспособности асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог

В статье рассматриваются вопросы восстановления работоспособности автомобильных дорог. Проведено сравнение различных комплектов машин. Определена рациональная область их использования, а также стоимость восстановления асфальтобетонного покрытия сравниваемых комплектов с учетом экономии строительных материалов. Разработан алгоритм эффективного использования комплектов машин в зависимости от условий их эксплуатации.

А. Н. Максименко, Е. В. Кашевская, Д. Ю. Макацария, Г. С. Тимофеев, А. И. Лопатин

Нарезка деформационных швов в старом асфальтобетонном покрытии как способ устранения образования отраженных трещин

Повышение трещиностойкости асфальтобетонных покрытий при усилении нежестких дорожных одежд является сложной задачей. В статье анализируются причины появления отраженных трещин и дается обоснование одного из способов ликвидации образования трещин в новом асфальтобетонном покрытии путем нарезки деформационных швов в старом покрытии. Приведено теоретическое обоснование способа и результаты полевой апробации.

А. И. Смыковский

Инновационные конструктивные решения пролетных строений проезжей части мостов

Рассмотрено применение композитного несущего элемента строительных конструкций в качестве базового для мостовых пролетных строений.

И. М. Кузменко, В. М. Фридкин, С. Н. Марков, М. Э. Подымако, О. В. Леоненко, В. Н. Медведев, С. В. Богданов

Использование металлических конструкций наплавных железнодорожных мостов НЖМ-56 в дорожном строительстве

В статье приведены результаты изучения и анализа возможности использования секций металлических пролетных строений наплавных железнодорожных мостов НЖМ-56 в качестве пролетных строений пешеходных, коммуникационных автодорожных мостов, а также определены оптимальные параметры для их применения.

Д. Е. Гусев, О. С. Шиманская, Е. А. Король

Математические подходы к уточнению границ дорожно-климатического районирования отдельных административных образований

Приведен алгоритм уточнения дислокации границ дорожно-климатических зон на территориях отдельных административных образований с применением методов математического моделирования.

В. Н. Ефименко, С. В. Ефименко, М. В. Бадина

Особенности воздействия противогололедных материалов на почвы придорожных территорий

Проведены исследования по определению уровня загрязнения почв придорожных территорий противогололедными материалами. Проанализированы особенности солонцевания, засоления и подщелачивания почв придорожных территорий в зависимости от количества распределенных за зимний период противогололедных реагентов и расстояния от автомобильной дороги до луговых и лесных биоценозов.

О. В. Бурова, И. П. Вознячук, И. А. Демидович, Л. П. Лясковская

Дорожно-строительные материалы, конструкции и технологии

Расчет на прочность по предельному состоянию сдвига дорожной конструкции, армированной объемной георешеткой

Разработана методика расчета на прочность по предельному состоянию сдвига дорожной конструкции, армированной объемной георешеткой, с использованием теории Мора – Кулона. Вычисления проведены в рамках теории упругости с привлечением интегральных функций Бесселя. Приведен пример расчета на прочность трехслойной конструкции, средний слой которой армирован объемной георешеткой «Белгеосот» различной высоты с ячейками квадратной формы. Теоретически установлено, что с увеличением высоты георешетки запас прочности конструкции повышается.

П. А. Лыщик, С. С. Макаревич, С. В. Красковский

Структурная модель асфальтобетона и методика оценки его напряженно-деформированного состояния

В статье рассматривается структурная модель и методика оценки напряженно-деформированного состояния асфальтобетона с использованием специально разработанной программы, моделирующей структуру асфальтобетона с последующим построением линии сдвига. В результате исследований получена структурная модель асфальтобетона и его расчетные характеристики. Проведен сравнительный анализ значений расчетных характеристик, полученных теоретически и экспериментально.

С. Е. Кравченко, Д. Л. Сериков

Определение вертикальных нормальных напряжений, возникающих в грунтовой дороге от давления автомобильного колеса

Разработка новых способов повышения несущей способности дорог с различными типами покрытий предусматривает изучение напряженно-деформированного состояния дорожных конструкций с целью выявления степени улучшения рассматриваемых прочностных показателей. Определение значений вертикальных нормальных напряжений, возникающих по глубине дорожных конструкций, дает возможность определить месторасположение наиболее нагруженных участков и на основании этого разработать технические решения, направленные на повышение несущей способности грунтовых дорог.

М. Т. Насковец, С. С. Макаревич, С. А. Севрук

Уточнение расчетных значений характеристик глинистых грунтов для проектирования дорожных одежд на территории Западной Сибири

Приведена методическая схема районирования территории Западной Сибири, уточнена дислокация границ II–III и III–IV дорожно-климатических зон. Отражены особенности формирования состава и свойств глинистых грунтов на территории Западной Сибири, схема и результаты исследований расчетных показателей свойств грунтов, применяемых при проектировании нежестких дорожных одежд.

С. В. Ефименко, М. В. Бадина

О необходимости совершенствования системы диагностики дорожных одежд

Развитие процессов повреждений материалов дорожных одежд проходит в три стадии:

1. Разрушение на микроуровне и субмикроуровне, которое нельзя зафиксировать на основании существующих методов и приборов.

2. Формирование микродефектов и развитие микроструктурной повреждаемости, которая может быть зафиксирована специальными приборами при условии наблюдений в течение ряда лет.

3. Развитие микродефектов, которые могут быть зафиксированы визуально.

По площади объекта все стадии проходят неравномерно. Поэтому важно выполнять соответствующий мониторинг с целью выявления первоочередных объектов для проведения профилактики и ремонта соответствующего вида.

Соответствующий метод оценки прочности дорожной одежды путем измерения прогибов и определения модуля довольно прост, однако малоэффективен с точки зрения учета фактического запаса ресурса дорожной одежды.

В. А. Веренько, В. В. Занкович

О повышении коррозионной устойчивости асфальтобетонных покрытий

В данной работе представлены результаты исследований влияния адгезионных поверхностно-активных веществ на физико-механические свойства асфальтобетонов. По данным лабораторных испытаний и по влиянию технологии введения поверхностно-активных веществ дан сравнительный анализ эффективности их использования в асфальтобетоне.

И. Л. Жайлович, В. Н. Яромко, А. Ф. Кривошей

Проблема повышения эффективности получения дорожно-строительных материалов в Республике Беларусь

В статье указаны пути улучшения работы дорожно-строительного комплекса и сформулированы некоторые положения. Отмечено, что в республике имеются научные направления, развивающие и стимулирующие повышение эффективности получения дорожно-строительных материалов.

Я. Н. Ковалев

Эффективный противогололедный материал для зимнего содержания мостов и путепроводов

В данной статье предложено решение проблемы содержания мостов и путепроводов в зимний период путем применения нового противогололедного материала с низкой степенью коррозионного воздействия на металлические и бетонные конструкции.

Д. А. Бусел, А. А. Куприянчик

Организация и безопасность дорожного движения

К вопросу оценки аварийности на государственном уровне

Аварийность наносит большой экономический, экологический и социальный ущерб. Поэтому оценка аварийности на государственном уровне является приоритетным направлением. В статье рассмотрены основные причины аварийности, методы анализа, а также структура и качество данных при оценке аварий.

И. И. Леонович, Д. В. Капский

Сцепные качества дорожных покрытий и перспективы развития методов их оценки

Сцепные качества дорожного покрытия представляют собой весьма важную характеристику транспортно-эксплуатационного состояния, влияющую на безопасность дорожного движения. Применяемые методы и средства измерения не в полной мере отражают мировые тенденции и требуют совершенствования. Для этого необходима переработка регламентирующих стандартов и приборной базы. В статье изложены тенденции методов измерений сцепных качеств дорожных покрытий и рекомендации по их применению в Республике.

И. В. Нестерович

Расчет обобщенного показателя состояния дорожного покрытия с использованием лингвистических переменных

Предложен метод определения обобщенного показателя состояния дорожного покрытия, основанный на использовании понятия лингвистической переменной. Приведенная методика позволяет проводить в системе управления состоянием покрытий вычисления с использованием качественных оценок.

С. В. Богданович

Энерго- и ресурсосбережение

Экономия энергоресурсов при производстве асфальтобетонных смесей

По данным расчета показано соотношение между количеством теплоты необходимым для нагрева минеральных материалов до рабочей температуры, и количеством теплоты, идущей на нагрев и испарение воды в сушильном барабане. Дан сравнительный анализ эффективности поверхностно-активных веществ, отличающихся способом введения в асфальтобетон, с точки зрения энергосбережения. Приведен расчет расхода газа при сушке минеральных материалов в зависимости от их влажности.

И. Л. Жайлович, В. Н. Яромко, А. Ф. Кривошей

Энергосбережение при производстве асфальтобетонных смесей

Рассматриваются энергозатраты производства горячих асфальтобетонных смесей и малозатратные мероприятия, обеспечивающие снижение энергопотребления порядка 20 %.

В. Н. Романюк

Вести из регионов

Дороги Гродненщины

Информация

80 лет белорусской дорожной науке

В. Н. Яромко

Технические нормативные правовые акты, действующие в дорожном хозяйстве по состоянию на 01.05.2008

Наши юбиляры

Яромко Вячеслав Николаевич (к 70-летию со дня рождения)

Ковалев Ярослав Никитич (к 75-летию со дня рождения)