Журналы

№2 (2) 2008

Содержание

Строительство, реконструкция, ремонт и содержание.

Совершенствование проектирования асфальтобетонных слоев усиления

В статье обобщен опыт проектирования асфальтобетонных слоев усиления при соблюдении всех условий предельного состояния конструкции дорожной одежды. Обосновано рациональное конструирование дорожной одежды в соответствии с изменением условий ее работы во времени с учетом условий работы дорожной одежды в годовом цикле и в процессе службы. Показано, что использование в основании дорожных одежд в местах возможного медленного движения транспорта материалов с меньшей термореологической чувствительностью способствует существенному увеличению долговечности конструкции дорожной одежды.

В. В. Мозговой, Л. А. Мозговая, А. В. Прудкий, АП. М. Куцман, С. А. Баран, А. В. Мозговой

Использование асфальтогранулята для увеличения прочности дорожных одежд

В соответствии с современными представлениями о механике работы оснований дорожных одежд из щебня первостепенное значение придается обеспечению их плотности (модуля упругости слоя). В качестве материала для расклинцовки, увеличивающего плотность слоя основания, следует применять асфальтогранулят, что технически и экономически эффективно.

А. И. Смыковский, А. В. Бусел, А. П. Одерихо

Учет существующей сети дорог общего пользования при проектировании сети лесных дорог

При проектировании сети лесных дорог неизбежно приходится решать вопрос о сочетании существующих и проектируемых дорог. Главное назначение сети автомобильных лесных дорог - обеспечение своевременной, с определенной технической скоростью, доставки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Это может быть достигнуто как за счет ее технической надежности, определяемой геометрическими и транспортно-эксплуатационными параметрами дорог в составе сети, так и за счет рациональной конфигурации сети лесных дорог и учета существующей сети дорог общего пользования.

Вычислительный метод проектирования обеспечивает эффективное решение рассматриваемого вопроса в соответствии с принятыми принципами проектирования оптимальных дорожных сетей.

Е. И. Бавбель, П. А. Лыщик

Повышение эффективности работы автомобильных дорог как составной части автомобильного транспорта

Статья посвящена малоисследованной проблеме, объединяющей в единую технико-экономическую систему составные части автомобильного транспорта: транспортные средства и автомобильные дороги. Впервые в постановочном аспекте сформулирован новый взгляд на затрагиваемую проблему, что открывает возможные перспективы по ее эффективному решению.

А. Н. Тур, М. Г. Солодкая

Влияние активации компонентов органо-минеральных смесей на их физико-механические свойства

Применение органо-минеральных смесей для устройства покрытий автомобильных дорог и ямочного ремонта позволяет расширить строительный сезон дорожных организаций, улучшить экологическую обстановку на асфальтобетонных заводах. Предлагаемая технология активации позволяет улучшить физико-механические свойства органо-минеральных смесей и расширить область их применения.

Н. В. Радьков, Я. Н. Ковалев

Дорожная климатология в Литве

Развитая сеть автомобильных дорог Литовской республики требует постоянного внимания к ее содержанию и ремонту. Для управления эксплуатационным состоянием дорог и решения вопросов организации дорожного движения на сети автомобильных дорог в Литве внедрена информационная система дорожных погодных условий. В статье приведены данные о дорожных метеорологических станциях и практике их использования.

Л. Юкневичюте, А. Лауринавичюс, Д. Чигас

Дорожно-строительные материалы, конструкции и технологии

О взаимосвязи механических свойств асфальтобетона и геометрических размеров испытываемых образцов

В статье представлены результаты испытаний, полученные на приборе ПСО-1, показывающие влияние высоты испытываемого образца на изменение механических свойств асфальтобетонов различных структурно-реологических типов и позволяющие проводить сравнительный анализ проб материала, отобранных из покрытий различной толщины, для более объективного прогнозирования работоспособности покрытий в период строительства и эксплуатации.

Показаны закономерности изменения главного напряжения, интенсивности напряжения, касательного напряжения, прочности, модуля деформации и вязкости от условий деформирования и размера испытываемого асфальтобетонного образца.

И. Л. Жайлович, В. Н. Яромко

Новые подходы к оценке структурной прочности асфальтобетона

В статье рассматриваются новые подходы к оценке структурной прочности асфальтобетона на основе теорий прочности и пластичности и с учетом режимов его эксплуатации.

В результате исследований выявлено, что для оценки структурной прочности необходимо создание теории прочности, интегрирующей категории других теорий, что позволит устанавливать свойства асфальтобетона в процессе расчета предельного состояния в расчетной точке дорожного покрытия в широком диапазоне температурных воздействий и нагрузок.

С. Е. Кравченко

Влияние температурных режимов приготовления и применения щебеночно-мастичных смесей на долговечность асфальтобетонных покрытий

В статье рассмотрены этапы формирования структуры асфальтобетона и физико-механические процессы, протекающие при приготовлении и уплотнении асфальтобетонной смеси.

В качестве объекта исследования выбран щебеночно-мастичный асфальтобетон.

Изложены результаты исследований влияния температуры формирования структуры на прочностные свойства, трещиностойкость, коррозионную стойкость и усталостную долговечность асфальтобетона. Показано, что важнейшим фактором, влияющим на прочность и долговечность асфальтобетона, наряду с плотностью, является температура, при которой происходит перемешивание исходных компонентов и завершается уплотнение асфальтобетонной смеси.

В результате экспериментальных исследований установлены оптимальные температурные режимы приготовления и уплотнения щебеночно-мастичных смесей, обеспечивающие требуемую прочность и долговечность асфальтобетона.

Применение разработанных температурных режимов позволит снизить стоимость работ по устройству асфальтобетонного покрытия при обеспечении требуемого общего уровня надежности. .

Д. Г. Игошкин

Спектральный анализ минералогического состава цемента

Предложена новая методика определения минералогического состава цемента методом спектрального анализа. Стандартные методы химического анализа главным образом являются трудоёмкими и требуют оборудованных лабораторий. В данной статье рассматривается применение метода лазерной индуцированной пробойной спектроскопии для определения химического и минералогического состава портландцемента типа ПЦ500-Д0. Представлены результаты аналитического расчета и результаты, полученные методом спектрального анализа химического и минералогического состава портландцемента.

С. Н. Леонович, В. Ю. Гуринович, В. С. Бураков, С. Н. Райков

Исследования агрегатного и зернового состава асфальтогранулята

В статье приведены результаты исследований агрегатного и зернового состава асфальтогранулята и зернового состава минерального остова асфальтобетона по пробам, отобранным в процессе фрезерования асфальтобетонного покрытия после прохода фрезы на участках реконструируемых (ремонтируемых) дорог, и образцам ненарушенной структуры, отобранным с помощью керноотборника из фрезеруемого слоя.

В. В. Штабинский, Е. А. Скворцов, Д. П. Гракович

Проектирование состава бетона для инженерных сооружений

Проведен статистический анализ формул для расчета прочности бетона. Предложена методика проектирования состава бетона для инженерных сооружений.

Н. В. Суходоева, В. В. Бабицкий, Я. Н. Ковалев

Исследование прочности стыков диафрагм при действии временных нагрузок и Поперечного обжатия

В статье рассматривается исследование прочности стыков диафрагм при усилении существующих сборных пролетных строений мостов, изготовленных из тавровых балок с диафрагмами, методом поперечного обжатия при воздействии постоянных и временных нагрузок.

Ю. И. Павуков

Исследования свойств материалов прокладного слоя узла сопряжения плит БМП с мостовыми продольными балками

В работе представлены результаты исследования свойств материалов прокладного слоя узла сопряжения плит БМП с мостовыми продольными балками. Проведены стендовые испытания материалов на действие многократно повторяемой нагрузки. Выбраны материалы, удовлетворяющие техническим требованиям.

П. Ю. Этин

О взаимосвязи между качеством дорожных битумов и технологией их производства

Рассмотрены причины недостаточно высокого качества дорожных битумов, вырабатываемых сегодня НПЗ отрасли по ГОСТ 22245-90. Показано, что основной из них является изменение качества битумного сырья, вызванное развитием процессов, направленных на повышение глубины переработки нефти. Предложены направления решения проблемы производства высококачественных дорожных битумов из ненормативного сырья с повышенной вязкостью. Рассмотрена технология производства высококачественных дорожных битумов из утяжеленного сырья по схеме переокисление → разбавление; показаны преимущества новой технологии перед традиционной технологией прямого окисления битумного сырья на примере современного битумного производства, построенного по разработкам Института на ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». Коротко представлены разработанные в Институте технологии производства высококачественных неокисленных компаундированных дорожных битумов.

Отмечено, что нефтепереработка, в частности Институт, уже сегодня готова принять участие в решении новых задач повышенной сложности, стоящих перед дорожной отраслью.

Ю. А. Кутьин, Г. Н. Викторова, Э. Г. Теляшев

Машины и механизмы

Планирование и организация эксплуатации сезонной техники при строительстве и ремонте автомобильных дорог

В статье рассматриваются вопросы изменения комплексного показателя надежности и коэффициента перехода от планируемого рабочего времени к моточасам для сезонной техники при строительстве и ремонте автомобильных дорог, а также влияние температуры окружающей среды на качественные показатели асфальтобетонного покрытия.

А. Н. Максименко, Д. Ю. Макацария, В. В. Кутузов, Г. С. Тимофеев, А. И. Лопатин

Организация и безопасность дорожного движения

Основные этапы развития диагностики дорог в Республике Беларусь

История диагностики автомобильных дорог в Республике Беларусь насчитывает почти 20 лет. Сегодня диагностика – сформировавшееся направление в дорожной отрасли республики, о котором известно и за пределами страны. В статье рассмотрены основные этапы становления и развития диагностики, осуществляемой в РУП «Белдорцентр».

С. В. Богданович, И. В. Нестерович

Оценка суммарного экономического ущерба, причиняемого дорожно-транспортным комплексом окружающей среде

Рассчитан суммарный экономический ущерб от загрязнения окружающей среды (атмосферного воздуха, акустической (шумовой) среды населенных мест и почвы) на выборочных участках автомобильных дорог. Сделан анализ существующих методик расчета экономического ущерба и предложены меры по компенсации ущерба от загрязнения окружающей среды.

И. А. Демидович

Экономика и управление

Реформирование структуры управления на основе инновационного цикла управления

Современные сложные задачи, стоящие перед дорожной отраслью Республики Беларусь, требуют новых, научно обоснованных путей совершенствования системы управления дорожным хозяйством. Рассматривая качество автомобильных дорог как экономическую категорию, которой должна быть подчинена вся организация производства, мы полагаем, что моделирование организационно-управленческих структур в дорожной отрасли должно не только соответствовать решаемым задачам, но и обеспечивать качество автомобильных дорог за счет использования инновационного цикла управления.

Е. В. Кашевская

Наука - производству

Наука-производству

Внедрение научно-технических разработок в дорожное строительство

Проблемы и суждения

Предложения по упорядочению дорожной терминологии

В. Н. Яромко

Вести из регионов

Дороги Брестчины

Страницы истории

Аппиева дорога

С. Иоффе

Слово об отце

А. Б. Ладыгина