Журналы

№1 (3) 2009

Содержание

Строительство, реконструкция, ремонт и содержание.

Учет водно-тепловых процессов в земляном полотне при проектировании лесных автомобильных дорог

Статья посвящена проблемам, связанным с проектированием лесных автомобильных дорог с учетом водно-тепловых процессов, протекающих в земляном полотне. Проанализированы факторы, которые необходимо учитывать при проектировании и строительстве лесных автомобильных дорог (источники увлажнения и глубина промерзания грунтов), исследован процесс миграции влаги из боковых канав в тело земляного полотна, проведен комплекс работ по исследованию процесса накопления и передвижения влаги из боковых канав при плохом или затруднительном водоотводе и изучены процессы увеличения влажности грунта земляного полотна в зависимости от продолжительности действия источника увлажнения. В результате проведенных исследований получена математическая зависимость, позволяющая определить максимальное расстояние, на которое способна мигрировать влага за период действия источника увлажнения.

И. И. Леонович, Н. П. Вырко, И. И. Тумашик

Реабилитация асфальтобетонных покрытий как способ повышения их долговечности

Разработан пропиточный состав для реабилитации эксплуатируемых асфальтобетонных покрытий. Исследовано его влияние на физико-химические показатели вяжущего, выделенного из асфальтобетона, и физико-механические характеристики асфальтобетона. Установлено, что при обработке асфальтобетона пропиточным составом происходит уменьшение его водонасыщения и интенсивности старения.

У. Г. Сушкевич, С. Е. Кравченко, Н. В. Радьков

Определение высоты капиллярного поднятия воды в грунтах

В данной статье представлены разработанные автором методы определения высоты капиллярного поднятия воды в грунтах. Рассмотрены два варинта методики: общая – для всех разновидностей песчаных и глинистых грунтов, основанная на измерении фактической высоты поднятия воды, и частная – для песчаных грунтов (кроме песков пылеватых), основанная на определении высоты капиллярного поднятия воды расчетным способом с использованием фактических данных о зерновом составе и физических свойствах грунта.

В. Н. Яромко

Применение полимерных геосеток в основании дорожной одежды как способ повышения ее несущей способности и снижения материалоемкости

Повышение несущей способности дорожных одежд в связи со стремительным ростом нагрузок на оси транспортных средств в условиях экономии дорожно-строительных материалов при строительстве автомобильных дорог является первоочередной задачей дорожной отрасли. В статье рассматриваются способы устройства дорожных одежд, снижающие потребление материальных ресурсов при производстве строительных работ и повышающие несущую способность дорожной конструкции.

Д. П. Гракович, В. В. Штабинский

Испытание моста через реку Западную Двину в районе города Верхнедвинска

В статье описаны особенности испытания моста через реку Западную Двину в районе г. Верхнедвинска. Представлены результаты статических и динамических испытаний пролетного строения моста. В результате проведенных испытаний выявлена необходимость уточнения некоторых данных в существующих технических нормативных правовых актах.

М. Л. Берестевич, В. А. Зверинский

Мониторинг новых технологий и материалов на опытных участках автомобильных дорог общего пользования Республики Беларусь

В статье приведены отдельные результаты мониторинга участков автомобильных дорог, на основании которого уже в первые годы эксплуатации можно оценить эффективность применения новых технологий и материалов.

А. В. Климбасов, Т. И. Музалева

Дорожно-строительные материалы, конструкции и технологии

Применение эмульсионно-минеральных смесей для устройства дорожных покрытий

В статье рассмотрены вопросы приготовления эмульсионно-минеральных смесей и возможные способы регулирования процесса их структурообразования. Представлено новое техническое решение, позволяющее сократить срок формирования дорожного покрытия из эмульсионно-минеральной смеси. Приводятся результаты лабораторных исследований эмульсионно-минеральных смесей для конструктивных слоев с ускоренным сроком формирования и результаты практического внедрения данной технологии.

М. Г. Жуковин, П. В. Вавилов

Современная технология сопряжения смежных полос асфальтобетонного покрытия

В статье рассматривается влияние технологической и температурной сегрегации на состав асфальтобетонной смеси и асфальтобетона в зоне сопряжения смежных полос покрытия автомобильных дорог, а также предлагается способ решения данной проблемы путем использования битумной ленты для сопряжения смежных полос асфальтобетонных покрытий.

Технология сопряжения смежных полос покрытия с использованием ленты битумной гарантированно обеспечивает их хорошее сцепление, герметизацию шва, снижает величину остаточной пористости недоуплотненного асфальтобетона, обеспечивая долгосрочную надежность конструкций в условиях интенсивных динамических нагрузок. Применение ленты битумной снимает ограничения по длине полосы укладки асфальтобетонной смеси.

Д. Г. Игошкин, О. А. Даценко, Л. О. Кулина

Математическая модель деформирования композиционных материалов наполимерной матрице в условиях гармонического нагружения

Рассматривается подход к оценке деформативности асфальтобетонов и других высоконаполненных материалов. В частности, моделируется напряженно-деформированное состояние волоконно-армированного композита на нелинейно вязкоупругой матрице при гармоническом нагружении с учетом явления резонансной дисперсии. Получены расчетные зависимости коэффициента механических потерь от угла армирования, частоты и амплитуды деформации.

Д. А. Черноус, С. В. Шилько, С. Е. Кравченко

Повышение качества композитов за счёт уф-модифицирования дисперсного техногенного сырья

Рассмотрена возможность модификации ультрафиолетовым облучением минеральных материалов техногенного происхождения. Определено оптимальное время воздействия ультрафиолета для каждого материала, при котором концентрация обменных центров достигает максимального значения. Обоснованы рациональные пределы содержания активированных наполнителей в бетоне.

В. В. Ядыкина, А. М. Гридчин, Е. А. Лукаш

Численное моделирование разрушения асфальтобетонных образцов при отрицательных температурах

В статье рассматривается задача по определению механизма разрушения образца асфальтобетона по численной модели на сжатие при отрицательных температурах, что позволяет описать механизм разрушения образца в процессе его нагружения и получить основные характеристики материала – модуль упругости и предел прочности. Подтверждена возможность применения теории Кулона-Мора для расчета асфальтобетонных покрытий.

С. Е. Кравченко, Л. И. Шевчук

Оптимизация железобетонной ребристой плиты с коррекцией направления поиска методом проекций на границу

В статье изложен метод оптимизации плит – метод градиентного спуска с коррекцией направления поиска вблизи границ допускаемой области. Плита рассматривается как нелинейно деформируемая. Расчет плиты выполнен в соответствии с положениями СНБ 5.03.01-02 “Бетонные и железобетонные конструкции”. В качестве целевой функции принята стоимость арматуры и бетона, затраченных на изготовление плиты. Параметрами оптимизации являются высота ребер и площади поперечных сечений арматурных стержней, уложенных в ребра. Приведены подробное описание метода оптимизации и расчетные формулы. Дана геометрическая интерпретация метода оптимизации.

Приведен пример оптимизации железобетонной квадратной плиты с отверстием, подкрепленным двумя ребрами. По результатам расчета получены оптимальные размеры плиты и площадь поперечного сечения арматурных стержней. Дана оценка стоимости плиты. В результате сканирования установлено, что полученное решение действительно принадлежит границе допускаемой области и является оптимальным.

О. Л. Вербицкая

Цели и задачи исследований по повышению надежности и эффективности способа поперечного обжатия для усиления диафрагменных пролетных строений мостов

В статье рассматриваются проблемы эксплуатации и усиления диафрагменных пролетных строений мостов способом поперечного обжатия. Рассматриваются особенности данных сооружений, дефекты, снижающие грузоподъемность пролетных строений, формулируются цели и задачи исследований по повышению надежности и эффективности способа поперечного обжатия для усиления диафрагменных пролетных строений мостов.

Ю. И. Павуков

Машины и механизмы

Применение центробежных дробилок в производстве кубовидного щебня

В данной статье рассмотрены перспективы применения кубовидного щебня в дорожном строительстве, представлены конкретные примеры внедрения центробежно-ударных дробилок и технологий для получения высококачественного кубовидного щебня.

В. В. Воробьев, Е. Н. Иванов, О. П. Шиманович

Организация и безопасность дорожного движения

Сравнительные испытания приборов различных типов для измерения ровности на участках ремонта автомобильных дорог

В статье приведены результаты сравнительных измерений ровности дорожных покрытий установками «ЛазерПроф» и ПКРС-2у на участках отремонтированных дорог. Показано, что на участках с хорошей ровностью использование установки ПКРС-2у ведет к большим погрешностям измерений.

С. В. Богданович, И. В. Нестерович

Экраны противоослепляющие. Классификация и метод расчета эффективной высоты

Систематизированы новейшие сведения из литературных источников по применению противоослепляющих экранов, предназначенных для установки на дорожные ограждения с целью защиты водителей от слепящего действия светового потока, создаваемого фарами дальнего света встречных транспортных средств или ярким светом от прилегающих к автомобильной дороге территорий. Предложена классификация противоослепляющих экранов и метод расчета эффективной высоты.

А. Г. Рыбинский, С. В. Кабак, Л. В. Меньшова

Прогнозирование функциональной долговечности красок для горизонтальной разметки автомобильных дорог

В статье приведены результаты натурных и лабораторных экспериментальных исследований функциональной долговечности разметочных красок, показана принципиальная схема лабораторного испытательного стенда и рассмотрена методика ускоренного определения износостойкости. Установлена корреляция между натурными и лабораторными исследованиями функциональной долговечности разметочных красок. Практическое использование испытательного стенда и методики позволит установить требования к разметочным материалам по износостойкости и внести изменения в действующие технические нормативные правовые акты.

О. Н. Недолугин, В. В. Асташко, Л. В. Меньшова

Метод расчета снегосборности экономика и управление

В статье рассмотрена модель количественной оценки снежных заносов, приведена сравнительная характеристика различных типов снегозащиты, предложен комплексный метод расчета их снегосборности.

Е. В. Вольский, С. В. Кабак, Л. В. Меньшова

Экономика и управление

К вопросу о повышении эффективности финансирования автомобильных дорог информация

Статья посвящена мало изученной проблеме, увязывающей в единую технико-экономическую систему составные части автомобильного транспорта: транспортные средства и автомобильные дороги. Впервые в постановочном аспекте сформулирован новый взгляд на затрагиваемую проблему, что открывает возможные перспективы по ее эффективному решению.

Я. Н. Ковалев, А. Н. Тур, М. Г. Солодкая

Информация

Испытательный центр государственного предприятия «БелдорНИИ»

Технические нормативные правовые акты, действующие в дорожном хозяйстве по состоянию на 01.05.2009

Патенты на изобретения

Вести из регионов

Дороги Витебщины

Страницы истории

Дороги Беларуси с древнейших времен до середины XIX века (исторический очерк)

Наши юбиляры

Леоновия Иван иосифович (к 80-летию со дня рождения)