Журналы

№2 (4) 2009

Содержание

Строительство, реконструкция, ремонт и содержание.

Технико-экономические подходы к проектированию и строительству шумозащитных экранов

В статье рассмотрены применяемые в республике конструкции шумозащитных экранов, отмечены их недостатки и пути дальнейшего совершенствования. Предложены новые конструкции сосредоточенных фундаментов под отдельные стойки, самих стоек и элементов заполнения с учетом имеющихся в республике материалов и конструктивных элементов.

В. В. Штабинский, В. К. Шумчик

Дорожно-строительные материалы, конструкции и технологии

Расчетные характеристики сдвигоустойчивости асфальтобетонов

В результате обобщения многолетних исследований асфальтобетонов различных видов разработаны нормативы характеристик сдвигоустойчивости, которые позволяют на стадии проектирования производить расчет асфальтобетонных слоев по критерию сдвига и обоснованно выбирать материалы для их устройства.

Г. Н. Кирюхин

Связь деградации структуры асфальтобетона с гистерезисными потерями при его циклическом деформировании в условиях режима мягкого нагружения

Проведены испытания асфальтобетонных образцов на малоцикловую усталость при трехточечном изгибе. Выявлены изменения характерных участков кривых нагружения и разгрузки в процессе накопления усталостных повреждений, получены зависимости площади петли гистерезиса от числа циклов нагружения, подтверждено предположение о взаимосвязи деградации структуры асфальтобетона с гистерезисными потерями при его циклическом деформировании.

С. Е. Кравченко

Технико-экономическое обоснование модификации асфальтобетонных смесей

При современных темпах роста грузоподъемности транспортных средств и их интенсивности актуален вопрос повышения надежности материалов конструктивных слоев и в первую очередь асфальтобетонов. При этом существует два основных пути усовершенствования свойств асфальтобетонов: изменение свойств битумов путем добавления модификаторов; изменение свойств асфальтобетонных смесей путем введения специальных добавок на стадии приготовления.

Любая модификация как битумов, так и асфальтобетонных смесей в конечном итоге увеличивает стоимость строительства асфальтобетонного покрытия. В связи с чем очень важно иметь достаточные основания для применения тех или иных модификаторов как с точки зрения повышения прочностных и деформационных характеристик, так и с точки зрения обеспечения либо повышения уровня надежности покрытия, а следовательно, и его срока службы.

В настоящей статье рассмотрен один из путей обоснования различного рода модификаций асфальтобетонных смесей исходя из проведенных исследований свойств асфальтобетонных смесей повышенной деформационной устойчивости для устройства покрытий улиц г. Минска.

В. А. Веренько, В. В. Занкович

О возможности регулирования свойств битумов путем изменения их компонентного состава

В статье рассмотрены пути регулирования структурно-реологических свойств окисленных битумов и их влияние на качественные показатели битумных эмульсий и эмульсионно-минеральных смесей. Показано, что при кислотной модификации битума ортофосфорной кислотой за счет ее химического взаимодействия с компонентами битума происходит изменение его структурно-реологического типа. Так, битум структурного типа золь переходит в тип золь-гель, который обладает оптимальными реологическими и механическими свойствами для использования в качестве вяжущего в дорожно-строительных технологиях.

Н. В. Радьков, О. И. Старостина

Достоверность критериев физико-механических свойств асфальтобетона при прогнозировании его усталостной долговечности

В статье рассмотрены вопросы достоверности критериев физико-механических свойств асфальтобетона при оценке его усталостной долговечности, получены зависимости влияния компонентов смеси на ряд прочностных характеристик в зоне максимума их функций, установлена целесообразность применения зависимостей критерия усталостной повреждаемости и предела прочности на сжатие или изгиб в виде моделей, по которым можно прогнозировать усталостную долговечность асфальтобетона.

С. Е. Кравченко, В. В. Гришанов

Применение дефеката для улучшения свойств асфальтобетона

В статье рассматривается применение дефеката при приготовлении асфальтобетонных смесей, приведены результаты лабораторных работ. Эффект от применения дефеката достигается за счет улучшения физико-механических характеристик асфальтобетона.

А. И. Смыковский, Д. Г. Игошкин, С. А. Тимофеев

Применение армирующих и разделительных прослоек из геосинтетических материалов в конструктивных слоях нежестких дорожных одежд

В статье рассмотрены вопросы применения армирующих прослоек из плоских полимерных георешеток (геосеток) двойного ориентирования и разделительных прослоек из геотекстильных нетканых полотен в конструкциях нежестких дорожных одежд. Приведены конструктивные решения дорожных одежд с армирующими и разделительными прослойками, рекомендуемые для практического применения при новом строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог.

В. В. Штабинский

Усталостная прочность асфальтобетонов с резиновой крошкой

В статье рассмотрен механизм действия резиновой крошки в асфальтобетонной смеси, а также способы повышения усталостной долговечности асфальтобетонных покрытий путем введения резиновой крошки в асфальтобетонную смесь.

С. Е. Кравченко, Ж. В. Реут, Т. А. Чистова

Применение несъемной опалубки для бетонирования конструкций мостовых сооружений на автомобильных дорогах

В статье представлены варианты конструктивных решений формообразующих элементов оставляемой опалубки, результаты исследований по проектированию и подбору составов бетона для изготовления опалубочных элементов, проведенных государственным предприятием «БелдорНИИ». Приведены результаты практического применения несъемных опалубок.

А. Л. Осадовский, С. В. Домбовский

Модифицированный бетон и бетонная смесь для бетонирования монолитной железобетонной плиты сталежелезобетонных пролетных строений мостов на автомобильных дорогах

В статье приведены результаты исследований влияния комплексных полифункциональных химических добавок на сохраняемость удобоукладываемости бетонной смеси во времени и на основные физико-технические характеристики бетона. Обобщен опыт строительства мостовых сооружений.

В. В. Киселев, С. В. Домбовский, Н. С. Гуриненко

Исследование работы реконструированных способом поперечного обжатия сборных железобетонных пролетных строений из тавровых балок с диафрагмами

В статье рассматриваются результаты проведенных исследований работы реконструированных способом поперечного обжатия сборных железобетонных пролетных строений из тавровых балок с диафрагмами.

Приведены общие данные по пролетным строениям из тавровых балок с поперечными диафрагмами, описаны проблемы, связанные с ремонтом таких пролетных строений способом поперечного обжатия.

Рассматривается работа диафрагм при воздействии временных подвижных нагрузок и два варианта поперечного обжатия балок – полное и неполное.

В результате проведенных исследований получена необходимая научная база и разработана методика проектирования, расчета и технология реконструкции мостов способом поперечного обжатия напрягаемыми элементами.

Ю. И. Павуков

Экспериментальные исследования работы железобетонных пролетных строений на пространственных крупномасштабных моделях

В статье рассматриваются опытно-конструкторские и экспериментальные исследования работы пространственных моделей пролетных строений под движущимися внешними нагрузками до разрушения. Дано обоснование теоретических пространственных расчетных схем с определением обычно не учитываемых факторов напряженно-деформированного состояния конструкций.

В. Г. Пастушков, Г. П. Пастушков

Машины и механизмы

Обоснование эффективности применения ветроэлектрогенерирующих установок на объектах придорожного сервиса

Статья посвящена актуальной проблеме эффективного применения в дорожной отрасли одного из видов альтернативного энергообеспечения – энергии ветра.

Я. Н. Ковалев, Л. П. Падалко

К оценке прочности асфальтобетона

В статье рассматривается способ и прибор для определения сопротивления сдвигу асфальтобетона путем испытаний образцов в условиях бокового обжатия с возможностью ограниченного расширения в продольном направлении.

Вовлечение в работу всего объема материала обеспечивается в разработанном приборе за счет нагружения образца по всей боковой поверхности и ограничения деформации образца по одной из торцевых поверхностей. Экспериментальными исследованиями установлено оптимальное соотношение между диаметром прибора и упорного кольца, обеспечивающее стабильность показаний прибора.

Такая схема нагружения достаточно хорошо моделирует работу асфальтобетона в дорожном покрытии.

По сравнению с известным методом предлагаемый метод дает более объективные результаты испытаний, что подтверждают проведенные исследования.

В. Н. Яромко, И. Л. Жайлович

Экономика и управление

Повышение межремонтных сроков службы дорожных одежд путем создания систем управления транспортными потоками

Стремительный рост интенсивности движения транспортных средств и увеличение количества тяжеловесных автомобилей в составе транспортного потока приводят к преждевременному разрушению материалов покрытий и оснований. Даны предложения по обеспечению несущей способности дорожных одежд путем перераспределения транспортных потоков и снижения нагрузки на дороги в соответствии с их несущей способностью.

И. И. Леонович, Ю. В. Буртыль

Проект концепции технической политики в области оптимизации проектирования, строительства, ремонта и содержания местных дорог низших категорий Республики Беларусь

В статье изложен проект разработанной Концепции технической политики для дальнейшего оптимального развития местных дорог низших категорий Республики Беларусь.

Я. Н. Ковалев, А. Г. Федоров, М. Г. Солодкая, А. П. Баховчук

Стандартизация

Технические нормативные правовые акты, действующие в дорожном хозяйстве по состоянию на 01.11.2009

Вести из регионов

Дороги Гомельщины

Страницы истории

Великий шелковый путь (Дороги – связь времен)

К 100-летию профессора В. Ф. Бабкова

Наши юбиляры

Вавилов Антон Владимирович (к 60-летию со дня рождения)