Журналы

№2 (6) 2010

Содержание

Строительство, реконструкция, ремонт и содержание.

Проектирование и строительство земляного полотна автомобильных дорог на участках залегания глинистых грунтов повышенной влажности

Целью данной статьи является ознакомление специалистов с теорией и практикой строительства земляного полотна из глинистых грунтов повышенной влажности в условиях Республики Беларусь. В статье приведены теоретические основы и освещен опыт практического использования указанных грунтов при строительстве дорожных насыпей и выемок.

В. Н. Яромко

Дорожно-строительные материалы, конструкции и технологии

Исследование технологии производства асфальтобетонных смесей способом теплого смешения

В связи с глобальным потеплением и ростом выбросов газов в окружающую среду возникает необходимость в поиске альтернативных технологий производства асфальтобетонных смесей, отличающихся от широко применяемой технологии горячего смешения (HMA). Решение этой проблемы найдено в использовании технологии теплого смешения, которая имеет ряд преимуществ.

С использованием данной технологии появилась возможность понизить температуру приготовления и укладки асфальтобетонной смеси.

Применение технологии теплого смешения позволяет получить следующие преимущества:

- сокращение энергопотребления при производстве асфальтобетонной смеси;

- значительное уменьшение выбросов газов;

- улучшение условий труда: снижение температуры на рабочем месте, уменьшение количества испарений и аэрозолей в воздухе.

Технология теплого смешения дает возможность устраивать асфальтобетонное покрытие при более низкой температуре и перевозить асфальтобетонные смеси на дальние расстояния.

В данной статье рассмотрены различные технологии производства теплых смесей, преимущества и недостатки используемых технологий. Также представлены экспериментальные исследования, которые были проведены для того, чтобы выявить оптимальный состав смесей, необходимость использования добавок, их влияние на физико-механические характеристики подобранных смесей. Представлены химические и органические добавки, используемые для производства теплых смесей, в результате применения которых температура приготовления смеси варьируется от 150 °C до 120 °C.

А. Вайткус, Д. Чигас, А. Лауринавичюс

Теоретические и методологические основы определения усталостного ресурса асфальтобетона

В статье рассмотрены теоретические и методологические основы определения усталостного ресурса асфальтобетона: методика построения диаграммы испытания асфальтобетонных образцов на циклические нагрузки в мягком режиме нагружения, упруго-вязко-пластическая модель асфальтобетона, законы ее деформирования при нагружении и разгрузке, методики определения усталостной повреждаемости асфальтобетонного образца, расчетного и остаточного сроков службы вновь устроенных и эксплуатируемых асфальтобетонных покрытий.

С. Е. Кравченко, Л. И. Шевчук

Активация минеральных материалов при производстве асфальтобетонных смесей

В статье рассмотрены различные способы активации минеральных материалов. Описаны их достоинства и недостатки.

С. С. Будниченко, Я. Н. Ковалев, Е. И. Гойч, Д. А. Михаленок

Новые подходы при подборе составов дорожных бетонов из эмульсионно-минеральных смесей

Данная статья представляет собой краткое описание предлагаемого авторами метода подбора состава эмульсионно-минеральных смесей и испытаний дорожных бетонов на их основе. Предложены новые подходы к подбору состава эмульсионно-минеральных смесей, учитывающие зерновой и минералогический состав минеральной части, влияние жидкой фазы смеси на способность к уплотнению, а также особенности формирования таких материалов. Также приведены некоторые существующие в западных странах методы подбора состава и испытаний дорожных бетонов из эмульсионно-минеральных смесей.

П. В. Вавилов, С. Е. Кравченко

Оценка эксплуатационной долговечности тяжелого бетона по критерию «остаточной» морозостойкости

Долговечность бетона дорожных, тротуарных покрытий и подобных элементов транспортных коммуникаций и благоустройства в основном оценивается показателями морозостойкости и прочности. В процессе службы бетон покрытий подвергается комплексным физико-химическим воздействиям агрессивной эксплуатационной среды в сочетании со значительными механическими нагрузками, которые оказывают существенное влияние на изменение во времени его структурных характеристик и способны снизить эксплуатационную надежность и долговечность. Оценка фактического состояния бетона и его вероятной долговечности на перспективу в эксплуатируемых покрытиях представляет собой сложную для решения инженерную задачу. В статье изложены основные положения предлагаемой методики оценки фактического состояния бетона и расчета его вероятной долговечности по критерию «остаточной» морозостойкости. Она базируется на результатах экспериментального исследования тенденций изменения (ухудшения) прочностных и эксплуатационных характеристик (морозо- и солестойкости) тяжелого бетона при комплексном воздействии агрессивной эксплуатационной среды и механических нагрузок.

Э. И. Батяновский, А. И. Бондарови

Погрешности, возникающие при расчете дорожных одежд с помощью метода конечных элементов

В статье рассматривается применение метода конечных элементов для расчета дорожных одежд. Метод позволяет принять во внимание зависимость механических характеристик материала от напряжений.

В настоящей работе представлено исследование погрешности МКЭ при оценке напряженно деформированного состояния модели упругого слоистого полупространства. Исследование проведено в классическом интерфейсе программного комплекса ANSYS.

А. Е. Мерзликин, Н. В. Капустников

Повышение коррозионной стойкости доломитового щебня и асфальтобетона на его основе

Т. А. Чистова, Л. О. Кулина

Низкотемпературные напряжения как критерий влияния компонентов асфальтобетонной смеси на трещиностойкость асфальтобетонных покрытий

В статье проанализирован механизм образования низкотемпературных трещин. Представлена методика определения низкотемпературных напряжений. Приводятся результаты исследований влияния компонентов асфальтобетонных смесей на трещиностойкость асфальтобетонных покрытий.

С. Е. Кравченко, Д. Л. Сериков

Асфальтобетоны для устройства нижних конструктивных слоев дорожных покрытий

В статье рассматривается применение асфальтобетонов для устройства нижних слоев дорожных покрытий, приведены результаты лабораторных испытаний.

С. А. Тимофеев

Выявление дефектов стальных пролетных строений автодорожных и железнодорожных мостов с использованием инфракрасных технологий неразрушающего контроля

Рассмотрены особенности неразрушающего контроля мостовых конструкций с использованием термографии. Показано, что такой способ контроля работоспособности обладает высокой чувствительностью, наглядностью и объективностью результатов, позволяет в процессе мониторинга с высокой производительностью в бесконтактном режиме определять локализацию и идентификацию дефектов, отслеживать их развитие с помощью пассивных и активных методов теплового контроля.

Е. А. Мойсейчик

Экспериментальные исследования работы безбалластного мостового полотна на сборных железобетонных плитах

Наиболее эффективной конструкцией мостового полотна на металлических железнодорожных мостах Белорусской железной дороги является безбалластное мостовое полотно из сборных железобетонных плит.

Проведены экспериментально-теоретические исследования образования трещин в железобетонных плитах. Предложены решения для повышения эксплуатационной надежности плит.

П. Ю. Этин, Г. П. Пастушков

Машины и механизмы

Системный подход при планировании и организации эксплуатации строительных и дорожных машин

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности планирования и организации использования дорожно-строительных машин в строительном производстве с учетом их стоимости и рекомендаций изготовителя; технологии, объема и стоимости полезно выполняемой работы; трудоемкости, продолжительности простоев и затрат на поддержание и восстановление их работоспособности. Определяется эффективность и целесообразность использования машин в зависимости от их наработки с начала эксплуатации. Предложена оценка эффективности использования машин на всех этапах их эксплуатации.

А. Н. Максименко

Организация и безопасность дорожного движения

Определение влияния эксплуатационного состояния автомобильных дорог на динамические нагрузки автомобиля

В статье рассмотрена математическая модель, адекватно описывающая взаимодействия элементов в системе «дорога – автомобиль»..

М. Г. Солодкая, Я. Н. Ковалев

Определение приоритета на дорогах и улицах населенных пунктов Республики Беларусь при проезде нерегулируемых перекрестков

В статье рассматриваются вопросы определения приоритета при проезде нерегулируемых перекрестков. Выполнен анализ требований по определению приоритета для движения, изложенных в технических нормативных правовых актах. Приведены разработанные рекомендации по повышению безопасности дорожного движения в Республике Беларусь, касающиеся подачи информации о приоритете.

И. И. Леонович, Д. В. Капский, Е. Н. Кот

Методология устранения причин дорожно-транспортной аварийности

В статье рассматриваются вопросы методологии снижения аварийности в дорожном движении. В основном рассматриваются некапиталоемкие методы и средства организации дорожного движения в очагах аварийности. Приведены перспективные направления повышения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь.

А. В. Бусел, С. В. Кабак

Применение аудита безопасности дорожного движения на магистральных улицах городов

В статье рассматриваются результаты исследований транспортно-пешеходных потоков и условий движения и проведение аудита безопасности движения на примере участка магистральной улицы Радиальная. Разработаны предложения по повышению качества дорожного движения на исследуемых участках улиц.

Д. В. Капский, Е. Н. Кот, С. В. Кабак

Экономика и управление

Совершенствование системы назначения ремонтных мероприятий на республиканских автомобильных дорогах

Эффективность функционирования систем управления дорожным хозяйством зависит от степени согласованности существующих требований нормативной базы на стадии проектирования, ремонта (строительства) и эксплуатации. Отсутствие сопоставимости проектных и эксплуатационных показателей за срок службы дорожной одежды вызывает необходимость совершенствования системы назначения ремонтных мероприятий на автомобильных дорогах.

Ю. В. Буртыль, И. И. Леонович

Стандартизация

О введении европейских норм (стандартов) в Республике Беларусь

Т. М. Сергеева

Технические нормативные правовые акты, действующие в дорожном хозяйстве по состоянию на 29.11.2010

Производственный опыт

Надежный партнер – уже четвертое поколение BENNINGHOVEN

В порядке обсуждения

Роль подвижных высоконапряженных очагов в процессе колееобразования на дорогах с твердым покрытием

В статье рассматривается проблема колееобразования и предлагаются пути ее решения.

М. П. Бондарев, В. В. Писарев, П. М. Бондарев

Оптимизация состава самоуплотняющегося высококачественного бетона

Для исследования были выбраны бетоны с известными данными о составах и свойствах. Различные свойства, заполнители и смеси указывают на разнообразие самоуплотняющихся высококачественных бетонов (СУВКБ), и на необходимость рассмотрения схожих смесей для распространенного применения. Результаты исследования даны в статистических терминах – амплитуда, частота, функции распределения, среднее значение и децили. Статья будет полезна для тех, кто знаком с СУВКБ, для практиков и исследователей.

С. Н. Леонович, Д. А. Литвиновский

Республиканская научно-практическая конференция «Приоритетные направления строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог: качество, комфорт, безопасность»

В. Н. Яромко

Через качество образования – к качеству жизни (УО ГУЦ «БЕЛДОРСТРОЙ»)

Дороги Минщины

Искусство пользования автомобилем (этика движения)

С. Г. Иоффе