Журналы

№1 (19) 2017

Содержание

Вступительное слово

Вступительное слово

Наука – производству

ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ДОРОЖНОЙ НАУКИ

В. К. Шумчик

Строительство, реконструкция, ремонт и содержание

К ВОПРОСУ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОЛГОВЕЧНЫХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

В статье рассматриваются основные положения концепции «вечных» дорожных одежд, которая впервые начала разрабатываться в США. В ее основу заложена идея проектирования дорожной одежды и земляного полотна с таким расчетом, что в течение 40–50 лет перестраиваются только верхние слои дорожной одежды. Предложено концепцию «вечных» дорожных одежд использовать при проектировании и модернизации международных автомобильных дорог.

The article considers the main provisions of the concept of «perpetual» pavements, which for the first time was developed in the USA. It is based on the idea of designing the road pavement and earth roadbed with expectation that within 40–50 years only the upper layers of the road pavement would be rebuilt. It is suggested to use the concept of «perpetual» pavements in the design and modernization of international roads.

В. Н. Яромко, К. М. Ахмедов

ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ РОВНОСТИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

В статье приводится методика обработки результатов измерения ровности покрытий профилометрическим методом за период 2002–2016 гг. Детально рассмотрен порядок проведения испытаний. Выбрана и показана методика обработки данных с использованием метода математической статистики. На основании полученных данных установлена и подтверждена линейная зависимость изменения ровности покрытия во времени после капитального ремонта. На основании параметров линейной зависимости приводятся практические критерии оценки надежности и несущей способности дорожной одежды.

The article presents the processing technique of surfacing evenness measurement results by profilometric method for the period of 2002–2016. The testing procedure is considered in detail. The data processing technique using the mathematical statistics method is selected and shown. Based on the data obtained, the linear dependence of change in surfacing evenness in time after overhaul is determined and confirmed. Based on the linear dependence parameters, practical criteria are given for assessing the reliability and supporting load of road pavement.

Ю. В. Буртыль

Дорожно-строительные материалы, конструкции и технологии

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕПЛЫХ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СМЕСЕЙ ПОВЫШЕННОЙ ПРОЧНОСТИ НА ДОРОГАХ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

В статье обосновано применение температуропонижающих добавок при приготовлении теплых асфальтобетонных смесей с использованием вязких битумов. Приведены результаты исследований физико- механических свойств, удобоукладываемости и расчетного срока службы теплых асфальтобетонных смесей с температуропонижающей добавкой, а также результаты производственной апробации технологий приготовления и применения теплых асфальтобетонных смесей на вязких битумах с температуропонижающей добавкой отечественного производства.

The article substantiates the use of temperature lowering additives in the process of preparation of warm asphalt mixes with the use of viscous bitumen. The results of studies of physico-mechanical properties, workability and design life of warm asphalt mixes with the use of temperature lowering additives as well as the results of industrial testing of preparation technology and the use of warm asphalt mixes with the use of viscous bitumen containing temperature lowering additives of Belorussian production are given.

Д. Г. Игошкин, В. С. Марцелев, О. И. Лещенко

ВЛИЯНИЕ РЕАКЦИОННОСПОСОБНЫХ ГРУПП АДГЕЗИОННЫХ ДОБАВОК НА ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ОКИСЛЕННЫХ БИТУМОВ

Изучено влияние адгезионной добавки «Белад» на коллоидную структуру и стабильность к термоокислительной деструкции окисленного битума. Установлено, что в результате взаимодействия реакционноспособных фосфорсодержащих групп адгезионной добавки с асфальтенами битума происходит изменение группового состава битума, повышение его коллоидной устойчивости и стабильности к процессам термоокислительной деструкции.

The influence of the «Belad» adhesive additive on the colloidal structure and stability to the thermal oxidative destruction of oxidized bitumen was studied. It was established that as a result of interaction of reactive phosphorus-containing groups of adhesive additive with bitumen asphaltenes, the group composition of bitumen changes, its colloidal sustainability and stability to the processes of thermooxidative destruction increase.

О. Н. Опанасенко, О. В. Лукша, О. Л. Жигалова, Т. А. Козинец

МОНИТОРИНГ АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ НА ОПЫТНЫХ УЧАСТКАХ ДОРОГ

Экспериментальная программа испытаний асфальтобетонного покрытия опытных участков дорог проводилась в период с 2007 по 2014 год Дорожным научно-исследовательским институтом Вильнюсского технического университета им. Гедиминаса. Дорога с экспериментальным покрытием была построена в 2007 году и до сих пор продолжает функционировать. Она состоит из 27 участков с покрытием из асфальтобетона одного и того же класса, но разного типа и состава. Экспериментальные конструкции дорожной одежды укладывали в соответствии с требованиями, на одной полосе интенсивность движения высокая, на другой – низкая. В статье представлены результаты первых экспериментальных испытаний покрытия участка автомобильной дороги в Литве, в том числе конструкции покрытия, ежегодные измерения, набор данных и анализ. Дорожное покрытие подвержено воздействию климатических факторов, а также характеризуется высокой интенсивностью движения тяжеловесных транспортных средств. Целью данного исследования является постоянный мониторинг характеристик различных конструкций дорожной одежды и разработка наиболее эффективных и экономически выгодных конструкций дорожной одежды. Результаты после семи лет наблюдения свидетельствуют о том, что конструкции нежестких дорожных одежд, используемые в Литве, при воздействии различных транспортных нагрузок полностью соответствуют установленным требованиям.

The experimental pavement test road section program was carried out in 2007–2014 by the Road Research Institute of Vilnius Gediminas technical university. The road of experimental pavement structures was constructed in 2007 and still continues its operation. The road consists of 27 different pavement structures with the same class of pavement structure, but the different type and composition of materials. The experimental pavement structures were laid on the road to the query, one traffic lane is used by loaded traffic and other – by unloaded traffic. This paper presents the first experimental pavement test road section in Lithuania including pavement design, annual measurements, data acquisition and response analysis. This road is affected by real climatic conditions and high intensity heavy vehicle traffic. The aim of such a research is to continuously monitor performance of different pavement structures and to elaborate on the most suitable and economically effective pavement structures. Final results after seven years of monitoring indicate the performance of typical Lithuania flexible pavement structures influenced by different traffic loads.

Laura Žiliūtė, Alfredas Laurinavičius, Donatas Čygas, Jurgita Židanavičiūtė, Audrius Vaitkus

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАСЧЕТНОЙ ВЛАЖНОСТИ ЛЕССОВИДНЫХ ГРУНТОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

В статье приведена методика прогнозирования расчетной влажности лессовидных грунтов земляного полотна. Акцент сделан на лессовидные грунты, однако основные положения методики можно использовать для любых глинистых грунтов. Предложен вероятностно- статистический метод прогноза с использованием многолетних данных наблюдений за промерзанием грунтов и их относительной влажностью. Применение методики, особенно для лессовидных грунтов, которые имеют место не только в Азербайджане, но и в Беларуси, позволит повысить точность исходных данных при определении расчетной влажности грунтов земляного полотна и надежность проектируемой дорожной одежды.

The article presents a technique for forecasting the design humidity of loess-like soils of the earth roadbed. The emphasis is made on the loess-like soils, but the main provisions of the technique can be used for any clay soils. A probabilistic-statistical method of forecasting using long-term observation data of soil freezing and their relative humidity is proposed. The application of this technique, especially for loess-like soils, that takes place not only in Azerbaijan but also in Belarus, will improve the accuracy of the initial data in determining the design humidity of the earth roadbed soils and reliability of the designed road pavement.

К. М. Ахмедов

АНАЛИЗ РАБОТЫ ТАВРОВЫХ БАЛОК СО СМЕШАННЫМ АРМИРОВАНИЕМ В ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЯХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ

Одним из распространенных типов пролетных строений эксплуатируемых мостов и путепроводов являются сборные пролетные строения из тавровых балок длиной 12 и 15 м, которые могут быть с разными типами армирования, при этом не отличаясь по внешнему виду. В статье рассмотрены особенности работы таких балок со смешанным и каркасным армированием. Выполнена оценка технико-эксплуатационного состояния мостовых сооружений с пролетными строениями из тавровых балок длиной 12 и 15 м с разными типами армирования. Как показывают результаты оценки технико-эксплуатационного состояния, балки с каркасным армированием являются более надежными по сравнению с балками со смешанным армированием.

Рассмотрены особенности грузоподъемности мостовых сооружений с пролетными строениями из балок с различными типами армирования, выполнено сравнение параметров балок со смешанным и каркасным армированием. Приведено моделирование работы балки с каркасным армированием, поврежденной при ударе негабаритным транспортным средством. Моделирование выполнено с помощью ПК MIDAS CIVIL. Выполнен анализ грузоподъемности пролетного строения с поврежденной крайней балкой, имеющей смешанное армирование. Установлено, что важнейшей из решаемых задач является идентификация балок пролетных строений с целью уточнения типа армирования для последующего определения грузоподъемности пролетных строений и анализа технико-эксплуатационного состояния сооружения в целом.

Указано, что особое внимание при обследовании следует уделять определеню фактической постоянной нагрузки на сооружении, фактической прочности бетона неразрушающими методами, фактического шага балок, габарита мостового полотна, ширины полос безопасности. Приведены примеры способов идентификации армирования балок при проведении натурного обследования сооружения. Указаны варианты усиления сооружений с пролетными строениями из балок со смешанным армированием при выявлении их недостаточной грузоподъемности и необходимости доведения грузоподъемности до уровня А14 и НК-112.

One of the common types of frameworks of operated bridges and overhead passing are prefabricated frameworks made of T-beams of length 12 and 15 m, which can be of different types of reinforcement, but without differing in appearance. In the article, the features of function of such beams with Road construction materials, structures and methods | № 1 (19), 2017 | Roads and Bridges 51 the mixed and skeleton reinforcement are considered. The technical and operational state of bridge structures with frameworks from T-beams of 12 and 15 m in length with different types of reinforcement has been assessed. As the results of assessment of technical and operational state show, the beams with skeleton reinforcement are more reliable than those with mixed reinforcement.

The features of load capacity of bridge structures with frameworks from beams with various types of reinforce-ment are considered, and the parameters of beams with mixed and skeleton reinforcement are compared. The modeling of the function of a beam with skeleton reinforcement, damaged by impact of an oversized vehicle, is given. The simulation has been performed using the MIDAS CIVIL PC. The analysis of load capacity of the framework with the damaged marginal beam, having a mixed reinforcement, is performed. It is established that the most important of the tasks to be solved is the identification of the beams of frameworks with the purpose of specifying the type of reinforcement for subsequent determination of load capacity of framework beams and analysis of technical and operational condition of the structure as a whole.

It is indicated that special attention in the analysis should be given to determination of actual constant load on the structure, actual strength of concrete by non-destructive methods, actual step of the beams, overall width of the bridge deck, and width of the safety strips. Examples of methods to identify the reinforcement of beams during on-site inspection of the structure are given. The options for reinforcing the structures with frame works from beams with mixed reinforcement are indicated, if their insufficient load capacity is identified and the need to bring.

Л. В. Гулицкая, Д. Е. Гусев, О. С. Шиманская

ЛАБОРАТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ УПРОЧНЯЮЩИХ ПРОСЛОЕК ДЛЯ УСТРОЙСТВА ЛЕСНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

В статье представлены результаты лабораторных испытаний по измерению вертикальных напряжений, возникающих по глубине дорожных конструкций, и модуля упругости на поверхности покрытий, которые определялись с помощью тензометрических приборов и оборудования. На основании полученных экспериментальных данных изменения напряженно-деформированного состояния покрытий при воздействии колесной нагрузки дана сравнительная оценка работоспособности устраиваемых покрытий на опытных участках, сделаны соответствующие выводы и выработаны направления по повышению прочностных свойств слоистых дорожных систем за счет размещения в их конструкциях различных видов упрочняющих прослоек из геосинтетических материалов.

The article gives the results of laboratory tests on the measurement of vertical stresses, arising from the depth of road structures and the modulus of elasticity on the surface of pavements, which were determined by means of Strain gauges and equipment. On the basis of the experimental data obtained, measurement in the stress-strain state of the pavement under the action of the wheel load give a comparative assessment of the performance of the customized pavements in the experimental sections, draw conclusions and develop directions for improving the strength properties of layered road systems by placing in their structures various types of reinforcing layers from geosynthetic materials.

И. И. Леонович, М. Т. Насковец, Дини Мортеза Носрат

ОЦЕНКА ПРОЧНОСТИ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ ДИНАМИЧЕСКОМ НАГРУЖЕНИИ

В статье речь идет о новом способе определения деформативных характеристик дорожных конструкций по величине продолжительности удара. Способ позволяет усовершенствовать динамические штамповые испытания за счет исключения необходимости применения реперных балок, что в свою очередь повышает производительность, точность и безопасность испытаний. Проанализированы современные отечественные и зарубежные установки динамического нагружения для оценки прочности дорожных конструкций. Выявлен ряд конструктивных и технологических недостатков данных приборов.По результатам теоретических исследований, проведенных в Национальном транспортном университете, установлена связь между прогибом покрытия и продолжительностью удара при динамическом нагружении. С целью повышения точности определения продолжительности удара предложено использовать сигнал с тензодатчика веса торсионного типа RTN С3, размещенного внутри штампа установки «УДВО-8-НТУ».

На опытных участках автомобильной дороги международного значения М06 Киев – Чоп проведена серия экспериментальных исследований по апробации нового способа определения деформативных характеристик дорожных конструкций. Рассчитаны модули упругости по традиционной и предложенной зависимостям в каждой из выбранных точек измерений.На основе сопоставления результатов испытаний установлено, что полученные значения фактических модулей упругости дорожных конструкций, определенных по величине продолжительности удара, несущественно отличаются от значений модулей упругости, определенных по величине прогиба покрытия. Выявлено, что при повышении температуры покрытия жесткость демпферных узлов установки «УДВО-8-НТУ» и дорожной конструкции уменьшается, соответственно продолжительность удара значительно увеличивается, поэтому предложенный способ можно применять для испытаний нежестких дорожных одежд при температуре воздуха до 5 °C. Выдвинуто предположение, что данный способ более целесообразно применять при испытаниях цементобетонных покрытий, жесткость которых меньше зависит от температуры. Определено направление дальнейших исследований, проведение которых позволило бы учитывать вязкие свойства асфальтобетона, а именно получать не только модуль упругости, но и характеристики вязкости дорожной конструкции. 

The article deals with new method of road constructions deformation characteristics determining by continuance blow value that enables to improve dynamic stamp test by means of appliance needs elimination for benchmark beams, consequently increasing the productivity, accuracy and tests safety. Current domestic and foreign dynamic loaddevices for the road construction strength evaluation are analyzed. A number of structural and technological disadvantages of these devices are revealed. By the results of theoretical studies conducted at National Transport University, the connection between road topping deflection and blow continuance under dynamic load is established. To increase the blow continuance determination accuracy it isoffer to use the signal from the strain indicator torsional weight type RTN C3, located inside the device stamp «UDVO-8-NTU».

On the research areas of international importance road M06 Kyiv – Chop, a series of experimental studies for new method testing of determining the deformation characteristics of road construction are done. Modulus of elasticity by traditional and suggested dependencies in each of selected measurement points are calculated. Based on a tests comparison results it is established that obtained values of road structures actual modulus of elasticity, defined by continuance blow value, don’t significantly differ from the modulus of elasticity, measured at road topping deflection. It is found that with temperature increasing damping joint rigidity of «UDVO-8-NTU» and road construction decreases, in accordance continuance blow is significantly increased, therefore suggested method can be used for flexible pavement tests at air temperature till 5 °C. It was envisaged that this method is more viable to use for cement concrete road topping tests, harshness of which is not so much dependent on temperature. The direction of further research is defined, conducting of what would take into account the asphalt viscous properties, namely not only to obtain the modulus of elasticity but also road construction viscosity characteristics.

И. С. Шуляк

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРАНСПОРТИРОВКИ ГОРЯЧЕЙ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ НА КАЧЕСТВО УСТРОЙСТВА СЛОЕВ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ

В статье обосновано и экспериментально подтверждено влияние условий транспортировки асфальтобетонной смеси на качество конечного продукта, то есть слоя дорожной одежды из асфальтобетона.

Объект исследования – температурная неоднородность горячей асфальтобетонной смеси.

Цель работы – выявление влияния условий транспортировки горячей асфальтобетонной смеси на качество материала слоя из асфальтобетона.

Метод исследования – статистический и аналитический анализ результатов визуальной, тепловизионной и приборной оценки при выполнении работ по устройству асфальтобетонного слоя.

Устройство слоев дорожных одежд из горячих асфальтобетонных смесей, особенно при неблагоприятных погодных условиях или значительной удаленности от места приготовления асфальтобетонной смеси, требует совершенной организации выполнения работ. Особенностью устройства таких слоев является необходимость обеспечения температурных режимов на каждом этапе, нарушение которых приводит к преждевременному разрушению слоя и несоблюдению нормативных сроков службы. Одним из первых и наиболее значимых этапов, на котором асфальтобетонная смесь теряет температуру в поверхностных слоях и образуется температурная неоднородность в объеме, является этап транспортировки асфальтобетонной смеси. В статье на основе полевых экспериментальных исследований средствами тепловизионной диагностики и приборных измерений выявлено снижение качества слоя, устроенного из асфальтобетона, из-за низкой температуры смеси на этапе уплотнения. Снижение температуры смеси было обусловлено нарушением условий транспортировки. Также описаны характерные дефекты, образовавшиеся на покрытии через шесть месяцев его эксплуатации.

The article substantiates and experimentally confirms the influence of the bitumen-concrete mixture transportation conditions on the quality of the final product, that is, the layer of road pavement made from bitumen concrete.

The object of investigation is the temperature inhomogenuity of the hot bitumen-concrete mixture.

The purpose of the work is to reveal the influence of the transportation conditions of the hot bitumen-concrete mixture on the quality of the layer from bitumen- concrete material.

The research method is a statistical and analytical analysis of visual, thermal-imaging and instrumental evaluation results when performing the work on the bitumen-concrete layer.

The arrangement of layers of road pavement from the hot bitumen-concrete mixtures, especially under unfavorable weather conditions or considerable Road construction materials, structures and methods | № 1 (19), 2017 | Roads and Bridges 69 distance from the place of preparation of the bitumen-concrete mixture, requires perfect organization of work performance. A feature of the arrangement of such layers is the need to provide the required temperature regimes at each stage, which violation leads to premature destruction of the layer and non-compliance with the standard service life. One of the first and most significant stages, in which the bitumen-concrete mixture loses temperature in the surface layers and the temperature inhomogenuity in the volume is formed, is the transportation stage of the bitumen-concrete mixture. In the article, based on field experimental studies using thermal-imaging diagnostics and instrumental measurements, a decrease in the quality of a layer made of bitumen-concrete has been revealed, due to low temperature of the mixture at the compaction stage. The decrease in the temperature of the mixture was due to violation of transportation conditions. The characteristic defects formed on the surfacing after six months of its operation are also described.

А. С. Минаков

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ДЕФОРМАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ СЛОЕВ НА СДВИГОУСТОЙЧИВОСТЬ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ПОМОЩЬЮ СЧЕТНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Особенности структуры асфальтобетона обуславливают сложность моделирования его работы при проведении исследований и практических расчетов, что приводит зачастую к ошибкам в проектировании дорожных одежд. Данный дорожно-строительный материал обладает сложным комп- лексом реологических свойств, которые необходимо учитывать при определении расчетных сроков службы и уровней надежности конструкций.

В статье рассмотрены такие особенности деформационной работы асфальтобетона как физическая нелинейность и различие свойств материала при растяжении и сжатии в условиях высоких расчетных температур.

The features of structure of bitumen concrete cause the complexity of modeling of its work during research and practical calculations, which often leads to errors in the designing of road pavement. This road-building material has a complex aggregate of rheological properties, which must be taken into account when determining the estimated service lives and levels of structural reliability.

In the article there are considered such features of deformation function of bitumen concrete as a physical nonlinearity and a difference in material properties under tension and compression in conditions of high design temperatures.

А. В. Ладышев

Организация и безопасность дорожного движения

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТИПА ШЕРОХОВАТОСТИ ЦЕМЕНТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ НА УРОВЕНЬ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА НА ПРИМЕРЕ ДОРОГИ М-14 ВТОРАЯ КОЛЬЦЕВАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА ВОКРУГ Г. МИНСКА

Представлены результаты определения максимального уровня транспортного шума, возникающего на цементобетонном покрытии с различными типами шероховатости, на примере автомобильной дороги М-14 Вторая кольцевая автомобильная дорога вокруг г. Минска.

The results of determination of the maximum level of transport noise occurring on bitumen-concrete pavement with different types of roughness are presented, on the example of the M-14 highway The second ring road around the City of Minsk.

А. Г. Рыбинский, П. В. Вавилов

ЗАМЕРЗАНИЕ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫХ РАСТВОРОВ НА ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ

Физический процесс замерзания растворов, содержащих противогололедные химические вещества и воду, был изучен с целью определения целесообразности их использования в зимний период. Когда начинается процесс замерзания, часть воды в растворе замерзает, и, как следствие, образуется более концентрированный раствор противогололедного реагента и воды в жидкой фазе. Структура частично замерзших растворов делает сплошной лед механически хрупким, и сила сцепления колеса с дорожным покрытием остается достаточно высокой, а дорога – безопасной для вождения. При понижении температуры дорожного покрытия соотношение льда и раствора изменяется в сторону увеличения первого, количество льда возрастает, его слой становится достаточно прочным и выдерживает силу давления шины автомобиля. В результате покрытие становится скользким и сила трения снижается. Существуют экспериментальные доказательства того, что незначительное количество льда может увеличиваться и составлять до трех четвертей раствора. Как показывают фазовые диаграммы, только часть противогололедных веществ используется для поддержания дорог в удовлетворительном состоянии. В статье рассматривается практическое применение результатов данных исследований в период зимнего содержания дорог с целью повышения безопасности мокрых дорожных покрытий, на которых при низких температурах образуется гололед.

Необходимо сохранить свойства противогололедных веществ с целью повышения безопасности движения, вплоть до уменьшения количества омывателя, используемого для чистки стекол при низких температурах, а также необходимо учитывать отрицательное воздействие химических веществ на окружающую среду. Мобильные технологии позволяют оценить состояние дорожного покрытия, а также дают возможность косвенно оценить остаточную концентрацию соли путем измерения трения с тем, чтобы использовать его в качестве критерия для определения количества противогололедного раствора. Эти технологии стремительно развивались в течение последних нескольких лет, и теперь позволяют более оптимально использовать соли и противогололедные химические реагенты. Самый сложный из мобильных датчиков позволяет также определить толщину слоя воды и температуру покрытия, что дает возможность с учетом прогноза погоды рассчитать минимально необходимое количество противогололедных реагентов.

The physical freezing process of a solution containing anti-icing chemical and water is discussed with consequences to winter maintenance. When freezing starts at the temperaturecalled the depression of freezing point, clean ice is formed in the solution leaving a more concentrated solution of anti-icer and water in the liquid phase. The composite structure of a partially frozen solution makes the solid ice portion mechanically brittle and the apparent friction on road surface remains fairly high, and the road can be safe for driving. With decreasing road surface temperature the portion of ice compared to the portion of solution increases until finally iceportion becomes strong enough to support forces exerted by vehicle tires. At this point friction will drop distinctly causing slippery road surfaces. There is experimental evidence that this limiting portion of ice may beas large as about three quarters. This means that only a fraction of anti-icers suggested by phase diagrams is needed to keep roads in fair driving conditions. We discuss practical consequences of this finding to winter maintenance procedures in preventing wet surfaces becoming unsafe through freezing or refreezing at low temperatures.

There is potential to save in anti-icing,to improve driving safety by causing less spray to the windshield at low temperatures and to reduce ecological burden of chemicals.Mobile technologies are available to measure surface condition and to assess indirectly residual salt concentration by measuring friction and using it as an estimate of the brine fraction. These technologies have developed rapidly during the last few years and allow now a more optimized usage of salts and anti-icing chemicals. Most elaborate mobile sensors provide also water layer thickness and surface temperature, which together with a weather forecast allow formal calculation of minimum required application rate.

Taisto Haavasoja, Pauli Nylander,

РЕШЕНИЕ СТАРЫХ И НОВЫХ ЗАДАЧ В ВОПРОСЕ УПРАВЛЕНИЯ МОБИЛЬНОСТЬЮ

Быстрое развитие технического прогресса предоставляет безграничные возможности на пути к новым концепциям ITS (интеллектуальные транспортные системы), основной задачей которых является сведение к нулю травматизма на дорогах, а также решение вопроса увеличения пассажиропотока. Урбанистический рост и все более сложные требования в вопросе мобильности увеличивают спрос на новые интеллектуальные и гибкие транспортные решения и услуги.

Улучшение безопасности, большая эффективность в управлении и мобильность продолжают оставаться основными задачами, для решения которых применяются инструменты ITS, а также широкий спектр мобильных встраиваемых устройств. Инструменты ITS существенно способствуют решению данных задач, с одной стороны, благодаря улучшению алгоритмов, входящих в системы управления движением, с другой, – использованию усовершенствованной беспроводной связи.

В последние годы значительно увеличилось количество информации о данных трафика. Сочетание традиционных дорожных датчиков с передвижными датчиками может обеспечить высокое качество данных трафика в режиме реального времени.

Во-первых, применение микромоделирования трафика и алгоритм прогнозирования трафика направлены на выполнение в ближайшем будущем оценки развития трафика в динамике.

Во-вторых, основной технологической проблемой остается отображение в виде I2V-V2I, что не дает возможности водителям быть более проинформированными, а большая информированность ведет к более безопасному, скоординированному поведению на дороге и, следовательно, более «интеллектуальному» использованию дороги.

Эти улучшения открывают новые перспективы в области управления трафиком на основании достоверных данных в реальном времени с целью прогнозов на очень короткий период времени.

 

The fast technological evolution has opened an endless number of possibilities towards a new concept of ITS which main challenge is to reach a zero-accidents scenario and deal with the constant increase in traffic flow. Growing urbanization and increasingly complex mobility requirements produce strong demand for new intelligent and flexible transport solutions and services.

The improvement of the safety, a major efficiency in the management and the sustainable mobility continue to be the targeted aims, for which ITC based tools and a wide range of mobile embedded devices are considered. ITS-solutions contribute significantly to these objectives: on the one hand through improved algorithms incorporated to the traffic control systems, on the other taking advantage of the wireless communication recent improvements.

In the last years, the richness of road traffic data collection sources has grown substantially. The combination of traditional on-road sensors with floating car data techniques can provide high quality traffic data in real-time that can be utilized by all the transportation actors.

Firstly, the use of complete traffic micro-simulation and traffic prognoses algorithm aimed to perform near-future estimations of traffic evolution in a dynamic approach.

Secondly, the current technological challenge remains in the deployment of I2V-V2I cooperative services, by which a vehicle is connected with the infrastructure to enable users to be better informed and to make a safer, more coordinated and sustainable and thus a smarter use of the road.

These improvements open new perspectives in transport by using reliable real-time data to provide forecasts in a very short time period.

G. E. Gómez, L. M. Kopyrin

Машины и механизмы

СНИЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОЕМКОСТИ ДОРОЖНОГО ПОГРУЗЧИКА ЗА СЧЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЕГО ГИДРООБЪЕМНОЙ ТРАНСМИССИИ

Одной из тенденций усовершенствования дорожно-строительных машин под современные и перспективные технологии и материалы является создание многофункциональных высокопроизводительных машин большой единичной мощности, выполняющих за один проход комплекс технологических операций. Одной из широко применяемых в дорожной отрасли многофункциональных машин является одноковшовый фронтальный погрузчик.

Эффективность использования компактных универсальных фронтальных погрузчиков в дорожной отрасли повышается с увеличением номенклатуры сменного рабочего оборудования.

К сменным рабочим органам универсального одноковшового фронтального погрузчика, востребованным в дорожных организациях, следует отнести: бульдозерный отвал, вилы грузовые, стрелу крановую, щетку для уборки территории, бульдозерный отвал с изменяемой геометрией для снега, челюстной захват, фрезу дорожную и др. Однако многофункциональность погрузчика приводит к увеличению веса гидроемкости его трансмиссии.

В статье сформулированы принципы формирования структуры гидрообъемной трансмиссии компактного универсального погрузчика на базе использования насосных моноагрегатов и разработаны варианты схем гидросистемы, расширяющие скоростной диапазон движения погрузчика при одновременном упрощении системы привода насосного моноагрегата, что обеспечивает в итоге снижение материалоемкости, то есть снижение веса трансмиссии и повышение производительности погрузчика. Реализация гидрообъемной трансмиссии погрузчика на базе насосных моноагрегатов позволит уменьшить общее число насосов гидросистемы, отказаться от громоздкого редуктора привода насосов.

 

One of the tendencies of improvement of road-building machines for corresponding to modern and advanced technologies and materials is creation of multifunctional high-performance machines of large unit capacity that perform a complex of technological operations in a single pass. One of the widely used in the road industry multifunctional machines is a one-bucket front loader.

The efficiency of using the compact universal front loaders in the road building sector increases with the increase in the nomenclature of interchangeable operating equipment.

The interchangeable working bodies of the universal one-bucket front loader, required in the road organizations, are as follows: bulldozer blade, load forks, crane boom, brush for cleaning the territory, bulldozer blade with variable geometry for snow, open-side grapple, pavement profiler, etc. However, the multifunctionality of the front loader leads to increasing in the weight of the hydraulic capacity of its transmission.

The article outlines the principles for formation of structure of a hydrostatic transmission of a compact universal lader based on the use of pumping monoaggregates, and also describes developed variants of hydrosystem schemes that extend the speed range of the loader's movement while simplifying the drive system of the pump monoaggregate, which, as a result, reduces the material intensity, i. e., reduces the weight of transmission and increases the productivity of the loader. Implementation of hydrostatic transmission of the loader on the basis of pumping monoagregats will reduce the total number of hydraulic pumps, abandon the cumbersome gearbox drive of the pumps.

А. В. Вавилов, А. Я. Котлобай, А. А. Котлобай

Стандартизация

ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.06.2017