Дорожные одежды с армирующими и разделяющими прослойками из геосинтетических материалов

В настоящее время в конструкциях дорожных одежд широко применяются основания из несвязных каменных материалов (щебня, ЩПГС, ПГС). На дорогах высших технических категорий в основном применяются щебеночные основания, устраиваемые по методу заклинки.

Наряду с преимуществами технологического характера щебеночный слой обладает и недостатками, такими как дискретность по составу и недостаточная прочность по сдвигу в подстилающем грунте. Последнее свойство особенно отрицательно сказывается на конструкции дорожной одежды с высокой интенсивностью движения и большими нагрузками на ось автомобиля.

Применение армирующих и разделяющих прослоек позволит повысить прочность и сдвигоустойчивость основания, уменьшить его толщину и достичь значительной экономии щебня, улучшить дренаж воды.

Область применения

Геосинтетические материалы применяются для усиления и разделения конструктивных слоев нежестких дорожных одежд при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования.

В зависимости от назначения геосинтетические материалы могут применяться в дорожной конструкции в качестве армирующих, разделительных и дренирующих прослоек.

Эффективность

Армирование щебеночного основания георешетками (геосетками) позволяет:

  • повысить несущую способность основания и всей конструкции дорожной одежды в целом, не увеличивая ее материалоемкость;
  • исключить взаимопроникновение щебня и песка (особенно при вибрационном уплотнении);
  • уменьшить толщину слоя из фракционированного щебня, обеспечивая требуемые параметры по прочности конструкции.

При этом значительно снижается динамика накопления и величина остаточных деформаций дорожной конструкции вследствие того, что снижается величина сдвигающих напряжений в слое, подстилающем щебеночное основание.

Применение разделительной прослойки из нетканого геотекстильного полотна взамен технологического слоя позволяет:

  • снизить материалоемкость дорожной конструкции;
  • предотвратить взаимопроникновение материала щебеночного основания и песка подстилающего слоя;
  • обеспечить дренаж воды, попадающей на прослойку через материал обочины и дорожную одежду, или грунтовой воды, попадающей в зону прослойки за счет капиллярного поднятия или конденсации парообразной влаги;
  • исключить загрязнение каменного материала основания тонкодисперсными грунтовыми частицами, перемещающимися под действием движения грунтовых вод.

Применение армирующей или разделительной прослойки под щебеночным основанием позволяет отказаться от устройства технологического слоя из песчано-гравийной смеси (ПГС) по ГОСТ 23735-79, ЩГПС по ГОСТ 25607-94 или асфальтогранулята по СТБ 1705-2006.

Описание технологии

Армирующие прослойки из полимерных двуосных георешеток (геосеток) устраивают на границе контакта «несущий слой основания из неукрепленного зернистого материала – песчаный подстилающий слой».

Разделительные прослойки из синтетических геотекстильных полотен могут использоваться как на границе контакта слоя основания из щебня по ГОСТ 8267-93 или щебеночно-гравийно-песчаной смеси (ЩГПС) по ГОСТ 25607-94 и песчаного подстилающего слоя, так и на границе контакта дренирующего слоя из песка по ГОСТ 8736-93 с грунтом земляного полотна.

Внедрение

Технология внедрена при реконструкции автомобильной дороги М-4 Минск – Могилев:

  • ОАО «ДСТ №5», км 79,0 – км 84,5; км 93,8 – км 99,4;
  • ОАО «СМТ №8», км 107,0 – км 122,1.

Нормативный документ

ДМД 02191.2.045-2011 «Рекомендации по применению геосинтетических материалов в нижних слоях нежестких дорожных одежд».