Технология устройства тонкослойного фрикционного износостойкого защитного покрытия «Тонфиз-слой»

Основной технологией устройства защитных слоев асфальтобетонных покрытий автодорог в Республике Беларусь является поверхностная обработка, которая позволяет повысить коэффициент сцепления колеса с покрытием и гидроизоляцию лежащих ниже слоев в дорожной одежде. Существующие дорожные одежды по своим эксплуатационным характеристикам будут не способны выдерживать нагрузку на ось 12 и более тонн. Возникает проблема сохранения существующей сети автодорог от разрушительного воздействия автотранспорта.

Предлагаемая технология позволяет повысить несущую способность существующего покрытия, уменьшить уровень шума на покрытии и снизить аквапланирование транспортных средств.

Область применения

Рекомендуется к использованию на дорожных покрытиях, обладающих достаточной несущей способностью, но при этом характеризующихся наличием:

  • прогрессирующей сетки трещин, отдельных редких и частых трещин;
  • шелушения поверхности покрытия;
  • незначительной относительно стабилизировавшейся колейности;
  • ранее отремонтированных выбоин (заплат), ухудшающих ровность дороги и комфортность проезда.

Также используется на тех покрытиях, где параметры шероховатости не обеспечивают требуемые сцепные качества.

Данная технология не рекомендуется для применения при максимальной глубине выбоин или колеи более 20–25 мм, а также для устройства покрытия на коротких участках и примыканиях дорог.

Эффективность

Применение технологии позволяет:

  • устраивать покрытие автомобильных дорог с улучшенными физико-механическими характеристиками, срок службы которого в 1,5–2 раза выше срока служвосстановить потребительские свойства покрытия за счет устранения дефектов и повышения сцепных качеств покрытия;
  • обеспечить хорошую гидроизоляцию дорожной одежды;
  • увеличить износостойкость покрытия за счет содержания в материале 80 %–90 % твердых фракций;
  • снизить уровень шума от транспортных средств за счет однородной структуры;
  • обеспечить высокую адгезию защитного слоя к нижележащему слою покрытия;
  • снизить аквапланирование транспортных средств.

Описание технологии

Принцип технологии устройства тонкого фрикционного слоя износа состоит в обеспечении высокоскоростной (10 м/мин) укладки слоя горячей асфальтобетонной смеси подобранного гранулометрического состава поверх тонкого связующего слоя из модифицированной эмульсии (или битума), распределенных непосредственно перед укладкой. Обе операции производятся за один проход специального асфальтоукладчика марки Vögele (модель Super 1800SF).

Для производства специальных асфальтобетонных смесей для устройства тонкослойных асфальтобетонных покрытий применяется модифицированный битум.

Для создания слоя проклеивания применяется модифицированная катионная эмульсия.

Внедрение

Применяется с 2007 года на автомобильной дороге М-1/Е30 Брест – Минск – граница Российской Федерации.

Нормативный документ

ДМД 02191.2.024-2009 «Рекомендации по устройству тонких фрикционных износостойких защитных слоев из горячих асфальтобетонных смесей с применением модифицированных вяжущих».