Технология устройства покрытий из эмульсионно-минеральных смесей (ЭМС)

Применение эмульсионно-минеральных смесей для устройства конструктивных слоев дорожных одежд положительно зарекомендовало себя в дорожной отрасли Республики Беларусь. Устроенные участки покрытий с применением этого класса смесей служат на автомобильных дорогах местной сети уже более 10 лет. Основными положительными моментами технологии приготовления и применения эмульсионно-минеральных смесей является их меньшая по сравнению с горячими смесями стоимость, неприхотливость в применении, «всеядность» в отношении минеральных материалов.

Область применения

ЭМС применяется на дорогах III-V категорий. На автомобильных дорогах III категории ЭМС применяются в качестве верхнего несущего слоя основания и нижнего слоя покрытия. На автомобильных дорогах IV и V категорий ЭМС применяются в качестве верхнего несущего слоя основания, нижнего и верхнего слоев покрытий.

Особенно ЭМС эффективны при строительстве подъездов к сельским населенным пунктам с низкой интенсивностью движения.

Эффективность

Применение технологии позволяет:

  • снизить общую стоимость работ на 20 % за счет уменьшения технологических энергозатрат и удешевления конструкции дорожной одежды;
  • повысить экологическую безопасность в зоне приготовления и укладки смеси;
  • снизить зависимость от погодно-климатических факторов при проведении дорожных работ, за счет возможности хранения смеси в штабеле.

Применение ЭМС с ускоренным сроком формирования позволяет ускорить набор покрытием эксплуатационных характеристик.

Применение ЭМС, структурированных волокнистыми добавками, позволяет более равномерно распределить заполнитель и снизить явление сегрегации. Равномерное распределение каменного материала в составе смеси обеспечивает требуемые физико-механические характеристики при его меньшем расходе. При этом повышается шероховатость текстуры покрытия и безопасность дорожного движения.

Описание технологии

ЭМС представляет собой смесь, состоящую из минеральной части, основанной на использовании доступных каменных материалов и песков, специальной катионной битумной эмульсии и воды, подобранных в оптимальном соотношении. В отдельных случаях в смесь вводят стабилизатор скорости распада и минеральный порошок (при недостатке мелких фракций).

Отличие ЭМС с ускоренным сроком формирования от традиционных заключается в ускоренном наборе прочности вследствие интенсивного отвода воды.

В настоящее время внедрена современная технология устройства покрытий из ЭМС, структурированных волокнистыми добавками, в качестве которых могут использоваться волокно целлюлозы, рубленое волокно из Е-стекла, рубленое волокно из полиэтилена высокого давления.

ЭМС производятся с использованием мобильной установки «Дельта 100» белорусского производства.

Шероховатость и плотность поверхности покрытий из этих смесей обеспечиваются устройством поверхностной обработки.

Технология производства и применения подобных смесей не отличается от традиционной технологии производства и применения ЭМС.

Внедрение

Автомобильные дороги: Н-3111 Туровичи – Смоляны – Межево; Н-28 Бостынь – Велута – Новоселки – Малые Чучевичи, км 6,712 – км 8,559; Н-696 Ивацевичи – Гощево – Косово, км 0,000 – км 1,158, км 1,178 – км 1,369; Н-72 Богдановка – Сваха – Бостынь, км 0,000 – км 1,300; подъезд от автодороги Слоним – Высокое к с/т «Слонимцы», км 0,000 – км 0,590; Н-672 Вулька Радовецкая – Каролин – Новая Попина, км 3,370 – км 5,835; Н-798 Жеребковичи – Домаши – Своятичи, км 3,103 – км 8,264.

Нормативный документ

ТКП 306-2011 «Автомобильные дороги. Правила устройства покрытий и оснований из эмульсионно-минеральных смесей»; ДМД 02191.2.040-2010 «Рекомендации по приготовлению и применению эмульсионно-минеральных смесей, структурированных волокнистыми добавками».