Энергосберегающая технология изготовления сборных железобетонных мостовых конструкций

Рост мировых цен на энергоносители оказывает влияние на стоимость сборных железобетонных конструкций, производимых с использованием тепловлажностной обработки. Удельный вес затрат на тепловую обработку в стоимости продукции ежегодно существенно возрастает, что приводит к увеличению стоимости сборного железобетона и бетона и, как следствие, к увеличению стоимости строительства мостовых сооружений.

Задача снижения энергоемкости производства сборного мостового железобетона может быть решена за счет использования комплексных химических добавок в бетон, включающих эффективный суперпластификатор и ускоряющий твердение бетона комплекс, который не оказывает коррозионного воздействия на бетон и на состояние стальной арматуры в бетоне. Комплексные химические добавки позволят существенно снизить затраты энергии на тепловлажностную обработку изделий в холодный период года и отказаться от ее применения в теплый период года.

Область применения

Энергосберегающая технология предназначена для изготовления сборных железобетонных изделий и конструкций для мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.

Эффективность

Экономический эффект от внедрения энергосберегающей технологии достигается за счет существенного снижения (или исключения) энергозатрат на тепловлажностную (тепловую) обработку изделий и конструкций и уменьшения расхода цемента до 10 %.

Описание технологии

Технология включает в себя две раз­новид­ности: беспрогревную и малоэнергоемкую.

При использовании беспрогревной технологии твердение отформованных изделий и конструкций происходит естественным путем без подвода тепла от внешних источников.

При реализации малоэнергоемкой технологии отформованные изделия и конструкции подвергают тепловлажностной обработке при пониженной до 40 °С–50 °С температуре с сокращенным временем изотермического прогрева.

В теплый период года может быть реализована беспрогревная технология изготовления сборных железобетонных конструкций и изделий. Для повышения ее эффективности (обеспечения отпускной прочности бетона конструкций за минимально возможный период времени) рекомендуется использовать термосное выдерживание забетонированных конструкций в пропарочной камере. Отпускная прочность бетона конструкций обеспечивается в течение 1,5–2 суток естественного твердения.

В холодный период года и для конструкций со 100-процентной отпускной прочностью реализуется малоэнергоемкая технология. Изотермический прогрев в пропарочной камере производят в течение 4–6 ч при температуре греющей среды 35 °С–40 °С, а затем осуществляют термосное выдерживание конструкций. Отпускная прочность бетона обеспечивается через 24–30 ч после окончания бетонирования конструкций.

Для реализации энергосберегающей технологии изготовления сборных изделий и конструкций и обеспечения нормируемых показателей качества бетона в состав бетонной смеси рекомендуется вводить следующие химические добавки:

  • пластифицирующую (водоредуцирующую);
  • ускоряющую твердение бетона;
  • воздухововлекающую.

Внедрение

Энергосберегающая технология изготовления сборных железобетонных конструкций и изделий внедряется на Фанипольском заводе железобетонных мостовых конструкций ОАО «Дорстройиндустрия».

Объем выпуска сборных железобетонных конструкций составил:

  • Объем выпуска сборных железобетонных конструкций составил:
    • цельноперевозимая преднапряженная балка БП 21.1-1;
    • плиты пролетных строений 1 ПР-9;
    • сваи СС 35-06-01;
  • в 2011 г. – 770 м3 (цельноперевозимые преднапряженные балки).

Применяется как на мостах с железобетонными пролетными строениями, так и мостах с металлическими пролетными строениями с ортотропными плитами.

Нормативный документ

ДМД 02191.2.043-2011 «Рекомендации по изготовлению сборных железобетонных изделий и конструкций для мостовых сооружений с применением энергосберегающей технологии».