Методика определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

В соответствии с действующими техническими нормативными правовыми актами в Республике Беларусь коэффициент сцепления определяется приборами ПКРС-2у, прибором маятникового типа. При применении других приборов их показания должны быть приведены к показаниям ПКРС-2у. Кроме того, используемые приборы должны быть внесены в реестр средств измерений. В настоящее время только прибор ПКРС-2у отвечает этим требованиям.

Однако высокая стоимость самого прибора и необходимого для работы оборудования, необходимость специальной подготовки персонала делают использование ПКРС-2у в эксплуатационных организациях экономически нецелесообразным.

Сегодня проблема оперативности определения сцепных качеств решена сотрудниками «БелдорНИИ». Разработана методика определения коэффициента сцеп­ления колеса автомобиля с дорожным покрытием с использованием деселерометра «Эффект-02».

Область применения

Методика предназначена для определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

Эффективность

Экономическая эффективность разра­ботки достигается за счет применения менее дорогостоящих приборов для измерения коэффициента сцепления шины автомобиля с дорожным покрытием и ускорения его измерения (стоимость ПКРС-2у составляет 16 тыс. дол., прибора «Эффект-02» – 1 тыс. дол.), а также возможности измерения коэффициента сцепления при отрицательных температурах воздуха.

Описание технологии

Разработан метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием, в основе которого лежит определение установившегося замедления в период торможения автомобиля. Измерения выполняются при помощи деселерометра «Эффект-02», внесенного в реестр средств измерений Республики Беларусь.

Прибор легко монтируется на любой технически исправный автомобиль. Дважды в год автомобиль, с которым будет использоваться прибор, следует тарировать на участке с известным коэффициентом сцепления, измеренным установкой ПКРС-2у. Конструктивно прибор состоит из электронного блока обработки и отображения информации с органами управления, монтируемого на стекло автомобиля в определенном положении, а также датчика усилия, монтируемого на педаль тормоза. Результаты измерений отображаются на буквенно-цифровом дисплее, хранятся в памяти прибора и могут быть распечатаны на портативном печатающем устройстве.

Внедрение

Апробация прибора произведена при определении коэффициента сцепления на автомобильных дорогах:

  • Р-28 Минск – Нарочь;
  • Н-9101 Литва – Шипуличи;
  • Н-9145 Городилово – Конюхи – Ричково – Рябиновка;
  • М-4 Минск – Могилев;
  • М-3 Минск – Витебск.

Внедрение будет осуществляется на вводимых в эксплуатацию автомобильных дорогах при оценке эксплуатационного состояния автомобильных дорог, а также при проведении автодорожных экспертиз.

Нормативный документ

Применение прибора регламентировано СТБ 1566-2005 «Дороги автомобильные. Методы испытаний».