Требования безопасности на первом плане

23.08.2016

18 августа в Минске на базе Государственного предприятия «БелдорНИИ» состоялся семинар «Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». В его работе приняли участие первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко, заместитель начальника ГУАД - начальник отдела содержания дорог Минтранса Сергей Леончик, руководящие работники ряда дорожных организаций: «Белдорцентра», «БелдорНИИ», «Белгипродора», «Белдорсвязи», «Белавтострады», автодоров, холдинга «Белавтодор».

Техрегламент «Безопасность автомобильный дорог» вступил в силу еще с 15 февраля 2015 года, однако до 1 сентября нынешнего года был отведен переходный период, в течение которого требования данного документа не были обязательными. Поэтому Минтрансом было принято решение о проведении специального семинара для руководителей дорожных организаций накануне этой даты. В ближайшее время будут также организованы и другие мероприятия обучающего характера по данной тематике для широкого круга специалистов дорожной отрасли.

Работа семинара началась с пленарного заседания: один из разработчиков регламента, начальник отдела стандартизации и метрологии «БелдорНИИ» Татьяна Сергеева проинформировала о сути документа и нюансах его применения на практике. В частности, она сообщила, что техрегламент содержит минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам общего пользования и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям. Документ разработан для защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог. Оценка соответствия автомобильных дорог проводится на всех этапах жизненного цикла автодороги в различных формах. Например, при инженерных изысканиях и проектировании – это экспертиза.

Оценка соответствия при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог осуществляется в формах производственного контроля, промежуточной приемки выполненных работ и (или) конструктивных элементов, приемки и ввода законченных объектов или их отдельных участков в эксплуатацию. При эксплуатации автомобильных дорог, дорожных сооружений на них и элементов обустройства данная процедура осуществляется в форме текущего контроля за их состоянием и диагностики, а также приемки выполненных работ по их ремонту и содержанию.

Дорожно-строительные материалы и изделия подлежат сертификации или декларированию соответствия. Так, оформлять и регистрировать декларацию о соответствии нужно на песок, щебень, минеральный порошок, цемент, битумы, разметочные материалы и др.

В перечне изделий, подлежащих сертификации, – дорожные знаки, светофоры, ограждения, табло с изменяющийся информацией, дорожные сигнальные столбики, дорожные тумбы, камни бортовые, плиты дорожные железобетонные, лотки дорожные водоотводные и т.д.

Дорожно-строительные материалы и изделия, соответствующие требованиям безопасности данного технического регламента ТС и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке Таможенного союза «ЕАС».

Существует утвержденный перечень межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований регламента. Всего в данном перечне содержится около 170 документов. На сегодняшний день только 12 из них прошли процедуру утверждения в установленном порядке, однако постепенно и остальные документы вступят в силу. До этого момента будут действовать национальные стандарты.

Вместе с тем, неприменение стандартов, включенных в вышеназванный перечень, не может рассматриваться как несоблюдение требований техрегламента. В этом случае оценка соответствия должна осуществляется на основе анализа рисков.

После изучения теоретических аспектов технического регламента участники семинара ознакомились с работой испытательного центра «БелдорНИИ» и посетили объекты строительства Второй кольцевой дороги вокруг Минска.