Василию Шарапову – 100 лет

01.09.2016

25 августа в городской ратуше состоялась торжественная церемония чествования бывшего министра дорожного строительства, легендарного мэра послевоенной столицы, почетного гражданина Минска Василия Шарапова в связи с его столетием.

Поздравить Василия Ивановича пришли руководители Мингорисполкома, члены Совета старейшин при Мингорисполкоме, депутаты Совета Республики и Палаты представителей Национального собрания Беларуси, представители Министерства транспорта и коммуникаций, коллеги по дорожной отрасли, члены ветеранских организаций.

С теплыми словами поздравлений выступил первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Алексей Авраменко. Он передал юбиляру поздравление министра транспорта и коммуникаций Анатолия Сивака, а также поблагодарил за вклад в социально-экономическое развитие государства.

– Вами вписано немало славных страниц в историю нашей страны. Начав свою трудовую деятельность на железной дороге в 30-х годах, вы на бронепоезде прошли Великую Отечественную, получили тяжелые ранения. После войны работали на ответственных руководящих постах в столице нашей республики, принимая непосредственное участие в ее восстановлении и развитии. Возглавляемая вами дорожная отрасль всегда успешно справлялась с поставленными задачами, обеспечивая при этом максимальную эффективность и высокое качество, – подчеркнул Алексей Авраменко и искренне пожелал юбиляру здоровья и бодрости, энергии и оптимизма.

Председатель Минского городского исполнительного комитета Андрей Шорец вручил юбиляру новый паспорт. Он отметил, что жизнь Шарапова – это целая эпоха.

– В Минске не так много людей, которые своими глазами видели, как на протяжении века меняется столица. А вы к тому же 14 лет руководили городом, занимались восстановлением послевоенного Минска и его развитием, – сказал Андрей Викторович.

В числе высоких гостей присутствовал и почетный член Межправительственного совета дорожников СНГ Шамиль Бекбулатов, в прошлом – министр транспортного строительства Казахстана.

– Я знаю, как тяжело приходилось Шарапову в 80-е: цемента нет, битума, машин и механизмов не хватает. А надо было создавать дорожную отрасль республики, граничащей с Европой. Василий Иванович делал все, чтобы обеспечить дорожное строительство необходимыми материалами и человеческими ресурсами. И прежде всего начал подготовку кадров. Специалисты учились и воспитывались на месте и прилагали все усилия, чтобы создать нормальную сеть автомобильных дорог Беларуси.

Шамиль Бекбулатов подчеркнул, что на долю Василия Шарапова выпала сложная задача. Ведь нужно было искать местные строительные материалы, которые отличались бы прочностью и качеством. Задача решалась: появились новые битумные заводы и цеха по производству вяжущих материалов.

– Я хочу сказать: надежнее друга, надежнее партнера и человека, который может в любое время тебя выручить и поддержать, лучше, чем Василий Иванович, нет, – эмоционально закончил свое выступление почетный член Межправительственного совета дорожников СНГ.

Сам юбиляр, несмотря на возраст, также активно участвовал в мероприятии. Василий Иванович в ответном слове первым делом поблагодарил всех присутствующих, а затем отметил, что все приписываемые ему достижения – это заслуга большого числа замечательных специалистов и просто хороших людей.

– Я вижу, в зале сидят мужики седые, а были тогда совсем молодые, – пошутил он.

Шарапов поделился не только воспоминаниями, но и мыслями по поводу того, как сделать Минск еще лучше. И совсем немного покритиковал столичные улицы.

Во время мероприятия рядом с Василием Ивановичем был его сын Владимир.

– К нашей большой радости отец – в хорошей для своего возраста форме, – поделился Владимир Васильевич. – Он по натуре оптимист. Так что можете смело написать в «Транспортном вестнике» совет для тех, кто хочет прожить сто лет: будьте оптимистами.

Владимир Шарапов также подчеркнул, что Василий Иванович постоянно работает либо чем-то занят.

Напомним, уже, будучи на пенсии, Шарапов написал несколько книг. Его книга – «Листая жизни страницы» – была презентована в день 100-летнего юбилея автора.

– У него всегда есть планы на длительную перспективу. Насчет сотни лет вперед я сказать не могу. Но вот ему выдали новый паспорт, он действителен 25 лет. Не удивлюсь, если отец на эти годы уже что-то планирует. На предыдущем юбилее, когда отмечали его 90-летие, ему говорили: «Василий Иванович, давайте встретимся на вашем столетии!» И он отвечал: «Ребята, если вы приедете, то я тоже обязательно приду!» И что вы думаете? Он пришел, а ребята… Не все.

Торжественное чествование Василия Шарапова в городской ратуше плавно перетекло в другое мероприятие – международный семинар «Цементобетонные дорожные покрытия. Материалы, технологии, производство работ». В нем приняли участие руководители дорожных организаций республики, их коллеги из ряда стран СНГ, ветераны отрасли.

Автобус с участниками семинара взял курс на первую кольцевую, а затем через гродненское шоссе – на объекты строительства МКАД-2. По ходу движения первый заместитель генерального директора УКХ «Белавтодор» Григорий Шульга и директор «БелдорНИИ» Виктор Шумчик рассказывали об истории возведения бетонных дорог в Беларуси и применении цемента в дорожном строительстве и ремонте в настоящее время. В частности, речь шла о строительстве второй кольцевой дороги вокруг Минска и расширении практики использования цемента на местной сети дорог, как это было сделано в свое время в Шараповскую эпоху.

Напомним, старт строительства бетонных дорог в нашей республике был дан еще в середине прошлого века: в 1957–1976 годах по проекту Киевского филиала института «Союздорпроект» была построена первая в Беларуси автомобильная дорога второй категории с монолитным цементобетонным покрытием протяженностью около 250 километров. Она соединила Калинковичи с Пинском. Строительство велось Минтрансстроем СССР при участии трестов «Киевдорстрой» и «Белдорстрой».

Опыт возведения этой автотрассы, а также освоение бетоноукладчиков со скользящими формами создали предпосылки для скоростного строительства белорусского участка автомобильной дороги первой категории Москва – Минск – Брест к Олимпиаде-80, проходившей в столице СССР. Большой объем работ на этой всесоюзной стройке был выполнен силами белорусских дорожников. Так, в 1977 году в составе ДСТ-5 Миндорстрой БССР создал управление «Автогрейд» для обеспечения скоростного строительства покрытия на обходе Столбцов. Использовался бетоноукладочный комплект ДС-110 Брянского завода, а для приготовления дорожного бетона – бетоносмесители непрерывного действия СБ-109 Славянского завода. Дорожное основание устраивалось из гравийно-песчаных смесей, укрепленных цементом. Вскоре Миндорстрой приобрел второй ДС-110. Это стало началом широкого применения монолитного бетона при строительстве дорог.

В 1977 году по результатам внедрения технологии скоростного строительства автотрасс с бетонным покрытием Минтрансстрой совместно с Миндорстроем БССР провели на базе треста «Белдорстрой» в Кобрине первый Всесоюзный семинар по обмену опытом и обучению инженерно-технических работников.

Между тем темпы работ нарастали от сезона к сезону. Если в 1976-м с помощью комплекта ДС-100 было уложено 30 километров за сезон, то уже в следующем году среднесуточная производительность достигла 550 метров, выработка на один бетоноукладочный комплект за сезон составила 80 километров, что стало всесоюзным рекордом. В отдельные дни при наличии фронта работ по основанию, запаса материалов на бетонном заводе и обеспеченности автотранспортом за 10 часов устраивалось более одной тысячи метров покрытия.

В 1975–1980 годах главная автомагистраль страны на участке от Минска до Бреста представляла собой мощный дорожно-строительный конвейер, полигон опробования зарубежной и испытания отечественной дорожно-строительной техники, отработки принципиально новой технологии строительства автомобильных дорог первой категории.

Постепенно строительство цементобетонных покрытий дорог приняло в Беларуси массовый характер. Были завершены работы по устройству цементобетонного покрытия на «олимпийке», построены участки бетонных дорог на выездах из Минска – всего около 1300 километров.

Кроме того, по инициативе Василия Шарапова практика строительства бетонных дорог распространилась на местную сеть. Миндорстрой приобрел пять комплектов бетоноукладчиков «Гомако», «БелдорНИИ» разработал технологию и конструкции дорожных одежд для местных дорог. В результате на селе было построено более 800 километров дорог с тонкослойным цементобетонным покрытием.

Спустя многие годы, тема строительства бетонных дорог вновь стала актуальной. В настоящее время на объектах МКАД-2 задействованы два бетоноукладочных комплекса холдинга «Белавтодор» – Wirtgen ДСТ № 5 и Gomaco СМТ № 8. Кроме того, арсенал этих трестов располагает двумя мобильными цементобетонными заводами. Устройство покрытия в цементобетонном исполнении расширяется на местную сеть дорог, такие объекты появляются в коммунальном хозяйстве, подрядными организациями закупается соответствующее оборудование. В ближайшее время в рамках ведомственной программы Минстройархитектуры на участках местных дорог ряда областей планируется применить такую технологию, как «вайттоппинг».

Участники семинара смогли ознакомиться с работой бетоноукладочного комплекса Wirtgen непосредственно на дороге – производилась укладка двухслойного армированного цементобетонного покрытия на одном из участков второй кольцевой дороги вокруг Минска.

Информацией о строительстве бетонных автомагистралей и применении современных технологий поделились коллеги из Российской Федерации: заместитель руководителя федерального дорожного агентства «Росавтодор» Игорь Астахов и член правления госкомпании «Автодор» Александр Целковнев. Как оказалось, у наших соседей тема бетонных дорог также становится актуальной. Некоторые подрядные организации закупили современное оборудование, которое сегодня задействовано в строительстве объектов федерального значения в отдельных российских регионах. Однако применение данной технологии не ставится на широкий поток по причинам, имеющимся и у нас: объектов нового строительства немного, а при реконструкции существующей федеральной сети целесообразнее применять асфальтобетон. Асфальтобетонные технологии используются и при строительстве платных дорог госкомпании «Автодор».

Завершилась рабочая программа семинара в стройгородоке ДСТ № 5, где главный конструктор «Белгипродора» Николай Кречетников проинформировал о перспективах развития дорожной сети республики в целом и нюансах проектирования и строительства МКАД-2 в частности.

Газета «Транспортный вестник» от 01.09.2016