Безопасность – на каждом этапе

10.04.2015

15 февраля вступил в силу Технический регламент Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». О новом документе рассказывает один из его авторов – член рабочей группы по разработке ТР ТС от Республики Беларусь, начальник отдела стандартизации и метрологии государственного предприятия «БелдорНИИ» Татьяна Сергеева.

– Татьяна Михайловна, что изменится в связи с началом действия регламента?

– Технический регламент «Безопасность автомобильных дорог» был разработан в числе первоочередных. Данный документ устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам общего пользования и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок определения соответствия этим требованиям. Он не распространяется на автодороги, не относящиеся к общему пользованию (спортивные трассы, дороги промышленных, лесных предприятий и т.д.), а также на улицы населенных пунктов. Документ разработан для защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог.

– Каков вклад в создание этого документа БелдорНИИ?

– Институт принимал активное участие в разработке технического регламента. В частности, были задействованы первый заместитель директора института Сергей Богданович и главный научный сотрудник Вячеслав Яромко, которые также являются членами рабочей группы по разработке ТР ТС «Безопасность автомобильных дорог». Кроме того, БелдорНИИ осуществлял общую координацию проекта: мы рассматривали разные редакции, принимали предложения и замечания от дорожных и иных заинтересованных организаций, обобщали их и направляли в Госстандарт РБ. На финальном этапе делали полный свод замечаний и предложений Республики Беларусь и направляли пакет документов в Российскую Федерацию, уполномоченную в Таможенном союзе разрабатывать технический регламент.

– Какие требования будут предъявляться к автодорогам?

– ТР «Безопасность автомобильных дорог» устанавливает обязательные требования к продукции, которой в нашем случае являются автомобильные дороги. Их жизненный цикл начинается со стадии изыскания и проектирования, включает строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) и эксплуатацию. На каждом из этих этапов должны быть обеспечены требования безопасности, а также произведена оценка соответствия им. В документе также определены требования безопасности к техническим средствам организации дорожного движения (разметка, знаки, светофоры и т.д.) и дорожно-строительным материалам и изделиям, а также установлены требования по оценке их соответствия.

– Что касается проектирования дорог...

– Большое внимание в новом регламенте уделяется проектированию: прописаны требования к геометрическим параметрам, по прочности и устойчивости, оговорены вопросы оптимизации строительных и эксплуатационных затрат, соблюдения минимальных расстояний до опасных зон и районов, а также до охранных зон объектов и т.д. Проектная документация, разработанная в соответствии с регламентом, должна предусмотреть защитные меры против возможных рисков. Естественно, что все требования безопасности к автомобильным дорогам, приведенные в техническом регламенте, уже были известны специалистам дорожного хозяйства. Они определены на основе технических требований, которые были установлены и применялись ранее.

– Этот документ будет понятным для белорусских дорожников или в нем присутствуют моменты, которые нужно объяснять отдельно?

– Следует отметить, что регламент, являясь правовой основой технического регулирования, все же компромиссный документ. В нем имеются новые термины с определениями, которые отличаются от принятых в нашей республике. К примеру, вместо «возведение» предлагается «строительство» и др. Все это компромиссные решения, и к ним нужно привыкать. Для белорусских дорожников, знакомых с оценкой соответствия материалов и изделий, новыми являются требования по оценке работы на каждом этапе создания и эксплуатации автомобильной дороги. С введением в действие технического регламента такая оценка обязательна. В соответствии с регламентом ее необходимо осуществлять при инженерных изысканиях и проектировании (в форме экспертизы), строительстве, реконструкции и капитальном ремонте (в формах производственного контроля и промежуточной приемки выполненных работ, приемки объектов в эксплуатацию), эксплуатации (в формах текущего контроля за состоянием дорог, а также приемки выполненных работ по их ремонту и содержанию). Для дорожно-строительных материалов и изделий определена оценка соответствия в форме декларирования или сертификации. Кстати, предлагаемые схемы сертификации и декларирования приняты комиссией ТС и отличаются от тех, которые были утверждены ранее на национальном уровне.

– Что, по-вашему, является одним из важнейших положений регламента?

– Думаю, это постулат о том, что соответствие автомобильных дорог и сооружений на них можно обеспечить выполнением требований безопасности данного документа непосредственно либо требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов государств–членов ТС, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований регламента. При добровольном применении стандартов из соответствующего перечня, прилагаемого к регламенту, мы обеспечиваем соблюдение требований нашего ТР. В случае их неприменения оценка соответствия осуществляется на основе анализа риска. Такое косвенное определение соблюдения требований ТР ТС требует высокой квалификации специалистов.

– А традиционное подтверждение соответствия (декларирование, сертификация)?

– Регламент предусматривает использование уже установленных подходов. Так, перечень продукции, подлежащей оценке соответствия, небольшой: в форме декларирования – всего 10 позиций, сертификации – 14. Декларированию подлежат следующие дорожно-строительные материалы: песок, щебень, минеральный порошок, цемент, битумы, разметочные материалы. В перечень не включены асфальтобетонные, растворные и бетонные смеси. Этому есть объяснение: смесь хорошего качества на выходе из смесителя при нарушении сроков хранения и несоблюдении технологии укладки превращается в бетон, асфальтобетон низких потребительских свойств. В перечне изделий, подлежащих сертификации, – дорожные знаки, светофоры, ограждения, табло с изменяющейся информацией, сигнальные столбики, дорожные тумбы, камни бортовые, плиты дорожные железобетонные, лотки дорожные водоотводные и т.д. Это – изделия и технические средства организации дорожного движения, которые в большей степени влияют на безопасность.

– Какие предусматриваются схемы для декларирования?

– Их три вида: два из них – для серийно-выпускаемой продукции, один – для партии. Схема для сертификации предполагает одну – для серийно-выпускаемых и одну – для партии производимых материалов и изделий. Дорожно-строительные материалы и изделия, отвечающие требованиям безопасности регламента и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза. Он наносится на сопроводительную документацию материалов и изделий, а также на каждое изделие.

– Как происходит введение регламента в действие?

– Непросто. Документ, как показала практика, не идеален, однако и серьезных претензий к нему нет. Поскольку регламент принят на наднациональном уровне и имеет прямое применение в нашей стране, то в соответствие с ним должны быть приведены законодательные акты Республики Беларусь. Пока эта работа не выполнена. Требуют актуализации перечни стандартов, взаимосвязанных с регламентом. В них следует включить межгосударственные (ГОСТ), разработанные в соответствии с Программой по разработке межгосударственных стандартов, утвержденной решением коллегии Евразийской экономической комиссии. В настоящее время мы работаем над этой задачей совместно с российскими и казахстанскими коллегами. Следует подчеркнуть, что оценку соответствия материалов и изделий может проводить аккредитованный орган, включенный в Единый реестр органов по оценке соответствия. Аналогично аккредитованные испытательные лаборатории (центры) должны быть включены в Единый реестр испытательных лабораторий ЕЭС. Отмечу, государственное предприятие «БелдорНИИ» аккредитовано на проведение работ по подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».

За более подробной информацией следует обращаться к специалистам института.