И не тянуть резину

17.04.2015

Мировая практика дорожного строительства свидетельствует: улучшение показателей асфальтобетонных покрытий для автомобильных дорог с тяжелым и интенсивным движением возможно с использованием асфальтобетона, модифицированного специальными добавками. Об этом рассказал начальник лаборатории ГП «БелдорНИИ» Дмитрий Игошкин на ежегодной конференции «Дорожное строительство-2015: освоение прогрессивных технологий, материалов, конструкций, машин и механизмов при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, содержании дорог и транспортных сооружений», которая прошла 8 апреля в Торгово-промышленной палате.

Специалисты отмечают, что значительно улучшить качество автомобильных дорог поможет применение инновационной модифицирующей добавки. Это гранулированное резинобитумное вяжущее, успешный выпуск которого впервые среди стран СНГ осуществлен в Беларуси. По словам Дмитрия Игошкина, резинобитумное вяжущее в гранулах (РБВ-Г) представляет собой комплексный модификатор, предназначенный для улучшения асфальтобетонной смеси в процессе ее приготовления. Это гранулированный концентрат резинобитумного вяжущего, приготовленного по инновационной технологии горячим способом в специальной установке. В качестве модификатора используется высококачественная мелкодисперсная (крупностью до 1 мм) резиновая крошка белорусского производства. В технологическом процессе может использоваться крошка резинотехнических изделий. Все применяемые ингредиенты – белорусского производства, что позволяет говорить о стопроцентном отечественном происхождении этого инновационного материала. В течение 2012–2013 годов проводилась апробация применения асфальтобетонных смесей с РБВ-Г в реальных условиях. В ходе реконструкции автодороги М4 Минск–Могилев, км 131,0–км 166,0, в 2012 году было уложено до 65 тысяч тонн асфальтобетонной смеси ЩМСц-1/2,2 с РБВ-Г по СТБ 1033-2004. На реконструкции М5, км 82,0–км 93,0 и км 118,0–км 122,6, в 2013-м – до 25 тысяч тонн асфальтобетонной смеси ЩМСц-1/2,2 с РБВ-Г. Проведенные работы показали, что технология использования РБВ-Г не вызывает особых трудностей ни при приготовлении, ни при укладке. Судя по испытаниям как асфальтобетонных смесей, ни вырубок из асфальтобетонного покрытия, смеси с РБВ-Г помимо улучшенных физико-механических показателей обладают достаточной однородностью по показателям не только сдвигоустойчивости, но и водостойкости и коррозионной стойкости. Кроме прочего, на указанных участках строительства осуществлялось также сравнение результатов испытаний смесей на РБВ-Г и на полимербитумном вяжущем с модификатором типа СБС. Статистика свидетельствует: физико-механические параметры смесей имеют практически идентичные значения, что и было спрогнозировано на этапе лабораторных исследований. В то же время в ходе практической апробации был выявлен один существенный фактор использования РБВ-Г – асфальтобетонные смеси с добавкой РБВ-Г (в количестве 1,0–1,2%) существенно (до 15%) дешевле смесей на полимербитумном вяжущем, что при прочих равных условиях позволяет говорить о доказанной экономической эффективности применения инновационной модифицирующей добавки. По результатам проведенной работы разработан и введен в действие государственный стандарт СТБ 2302-2013 «Вяжущее резинобитумное. Технические условия», в котором содержатся указания по приготовлению, контролю качества и применению РБВ-Г в практике дорожного строительства. Напомним, дорожное хозяйство республики в 2015 году работает в соответствии с Государственной программой по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2015–2019 годы. В течение этого времени в стране планируется реконструировать и возвести около 1 158 километров республиканских автомобильных дорог и 2 213 погонных метров мостов и путепроводов. По параметрам I категории – 520 километров республиканских автодорог с доведением их до международных стандартов. До 2020 года намечено выполнить капитальный ремонт 1 600 километров республиканских автодорог, 8 200 погонных метров мостов и путепроводов, текущий ремонт 7 200 километров и 6 500 погонных метров мостов и путепроводов. Планируется, что к 2020 году протяженность республиканских автодорог с хорошим состоянием увеличится по сравнению с 2014-м на 4 972 километра и составит около 60% от общей протяженности. На 520 километрах дорог предусмотрено увеличить скоростной режим движения. Протяженность дорог с неудовлетворительным состоянием по ровности покрытия снизится на 2 657 километров и составит 11% от общей, протяженность платных республиканских автомобильных дорог составит 1 968 километров.