90 лет белорусской дорожной науке

26.11.2018

В ознаменование юбилея Белорусский дорожный научно-исследовательский институт «БелдорНИИ» провел 22–23 ноября масштабную международную научно-техническую конференцию «Автомобильные дороги: безопасность и надежность».

Форум собрал более 100 участников из 16 стран: Австрии, Беларуси, Болгарии, Германии, Испании, Италии, Казахстана, Китая, Латвии, Литвы, Польши, России, Узбекистана, Украины, Финляндии, Эстонии.

Программу двухдневного мероприятия условно можно разделить на две составляющие: праздничную и деловую.

Праздничная, или торжественная, часть – своеобразная дань юбилею. Это поздравленияотколлег, экскурсы в историю становления белорусской дорожной науки, а также чествование ветеранов.

Мы остановимся более подробно именно на этой части, чтобы из фрагментов прозвучавших выступлений, как из мозаики, сложить образ современной белорусской дорожной науки, прошедшей достойный путь развития, сыгравшей огромную роль в создании отечественной дорожной сети и получившей признание во многих странах мира.

Форум открыл первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко. Он отметил значимый вклад белорусских ученых в развитие дорожного хозяйства страны:

 – Это благодаря их кропотливому труду на белорусских дорогах внедрены такие эффективные технологии, как тонкослойные защитные слои, цементобетонные покрытия разных типов, бетонные ограждения, оригинальные мостовые конструкции и т.д. Результатом стало повышение экономичности, надежности и долговечности дорожных сооружений, улучшение экологической обстановки, снижение энергоемкости строительства и в целом повышение комфортности и безопасности передвижения по нашим дорогам.

На вопросах безопасности как важнейшем из дорожных приоритетов Алексей Авраменко остановился отдельно. С 2006 года в Беларуси наблюдается снижение количества ДТП, а также числа погибших. Однако для дальнейшего неуклонного снижения уровня аварийности необходимы новые подходы в организации работ по обеспечению безопасности движения. И здесь свое слово должны сказать ученые.

Обстоятельный доклад об этапах становления и развития белорусской дорожной науки, претендующий на серьезное научное исследование, представил главный научный сотрудник ГП «БелдорНИИ», доктор технических наук, профессор Вячеслав Яромко, стаж работы которого в отраслевой науке – 55 лет.

Как выяснилось, термин «белорусская дорожная наука» появился лишь в конце 1990-х. В 1998-м по заданию Комитета по автомобильным дорогам институт «БелдорНИИ» при участии БНТУ и «Белгипродора» готовил издание «Дорожное хозяйство Республики Беларусь». Тогда знакомство с архивными данными и позволило установить, что в 1928 году в Беларуси была создана первая научно-исследовательская организация – дорожно-исследовательское бюро главного управления шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта БССР (сокращенно – ДИБ). Это событие и положило начало белорусской дорожной науке.

Профессор Яромко подчеркнул, что институт «БелдорНИИ» работает в тесном сотрудничестве с академической и вузовской наукой – НАН Беларуси, БНТУ, БГТУ, БелГУТом, другими вузами.

Генеральный директор РУП «Минскавтодор-Центр» Николай Матюк поздравил белорусских ученых-дорожников от имени тех, кто реализует научные идеи на практике:

 – Ежегодно «БелдорНИИ», крупнейшая дорожная научно-исследовательская организация СНГ, передает в производство десятки разработок в области новых и эффективных материалов, конструкций, технологических процессов, оборудования, нормативной технической документации. Особенно хочу отметить технологию устройства тонкослойного фракционного износостойкого защитного покрытия «Тонфриз», тросовое ограждение, являющееся эффективным инструментом повышения безопасности дорожного движения и спасения человеческих жизней, цементобетонное барьерное ограждение, которое мы применили при строительстве МКАД-2 и реконструкции автодороги Р23, модернизации М6, технологию выпуска гранулированного резинобитумного вяжущего, позволяющего повысить потребительские качества автодорог, увеличить срок службы дорожных покрытий, наконец, возрождение технологии строительства цементобетонных дорог. С помощью наших ученых мы отработали эту технологию на самом высоком уровне при строительстве второй кольцевой автодороги вокруг Минска, а также на Р23. Планируем применять и дальше, в частности на Р80, к реконструкции которой уже приступили.

Сегодня руководство страны ставит перед дорожниками серьезные задачи по повышению безопасности дорожного движения и повышения надежности дорожных и дорожно-мостовых конструкций. Белорусская дорожная наука, по мнению Николая Матюка, сыграет в решении этих задач первостепенную роль.

Первый заместитель генерального директора РУП «Белдорцентр» Владимир Голубев также акцентировал внимание на вопросах безопасности и надежности белорусских дорог.

 – На дорожной сети Беларуси сегодня осуществляют движение более 3,5 млн транспортных средств. Возрастают интенсивность движения, скорости и нагрузки на дорожное полотно. Только за последние 5 лет в полтора раза увеличилось количество тяжеловесного крупногабаритного транспорта. Некоторые цифры для сравнения: в 1980 году в стране было чуть более 1 млн автомобилей, при этом в ДТП погибало около 1,5 тысяч человек в год. За прошлый год на дорогах Беларуси погибло значительно меньше – 583. То есть за 40 лет – почти четырехкратное увеличение количества транспортных средств и практически четырехкратное уменьшение числа погибших и пострадавших в ДТП. Эти цифры говорят о возросшей безопасности дорожного движения, в первую очередь за счет инновационного подхода при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог, применения современных технологий, средств организации дорожного движения и, несомненно, развития дорожной науки.

От имени вузовской науки участников форума приветствовал декан факультета транспортных коммуникаций БНТУ кандидат технических наук Сергей Кравченко. Он говорил о достижениях белорусской дорожной науки, благодаря которым в стране создана достойная дорожная сеть. Примечательно, что институт «БелдорНИИ» на 80% состоит из выпускников факультета транспортных коммуникаций. Актуальная задача сегодня – не только подготовка кадров для дорожной отрасли, но и привлечение студентов к научно-исследовательской работе.

Сергей Кравченко выступил с интересной инициативой – созвать съезд белорусских ученых, работающих в дорожной сфере, который будет способствовать объединению потенциала вузовской, академической и отраслевой науки.

Декан автотракторного факультета БНТУ доктор технических наук Денис Капский с удовлетворением отметил возрастающее внимание к вопросам безопасности автодорог и дорожного движения.

 – Минтранс и «БелдорНИИ» сыграли не последнюю роль в принятии в 2006 году Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Республике Беларусь. Были затронуты достаточно новые для Беларуси, но известные для мира моменты. Любое решение по обустройству автомобильных дорог, созданию транспортной инфраструктуры необходимо оценивать в равной степени с позиций безопасности, аварийности, экологии, экономики. Радует, что в последние годы на постсоветском пространстве меняется отношение к дорожному движению, транспорту и дорогам. Они начинают рассматриваться как важный аспект устойчивого развития государства.

Профессор кафедры «Строительство и эксплуатация дорог» БНТУ, доктор технических наук Ярослав Ковалев затронул тему подготовки научных кадров:

 – Без смены кадров движение вперед будет замедлено. «БелдорНИИ» играет в дорожной науке роль первой скрипки. Хотел бы пожелать коллективу института активно участвовать не только в научной деятельности, но и в подготовке научных кадров, а также разработке научных пособий. Это фундамент для воспитания смены.

Высокая оценка деятельности белорусских ученых была дана в выступлении директора ГП «ГосдорНИИ» (Украина) Артема Безуглого:

 – С белорусской дорожной наукой нас связывают большая история, партнерские и дружеские отношения. С интересом наблюдаем за вашими достижениями. Вы являетесь для нас во многом примером для подражания. Так было не раз: технологии, которые мы только собирались применить у себя, уже были внедрены в Беларуси. Для нас огромная честь быть вашими партнерами.

От имени российской дорожной науки выступил начальник управления методов проектирования ФАУ «РосдорНИИ» доктор технических наук, профессор Александр Кулижников.

 – 90 лет –это не менее четырех поколений. Это преемственность всего, что было накоплено. На основе этого идет дальнейшее развитие научных направлений, повышение качества научных разработок.

Наше сотрудничество с белорусской дорожной наукой всегда осуществлялось на взаимовыгодных условиях. Ориентиром было получение эффективного конечного результата. На каком-то этапе белорусская дорожная наука вышла вперед. В частности, вы сделали значительные шаги в пересмотре разработанной еще в СССР нормативной базы.

Докладчик остановился также на совместной разработке белорусских и российских ученых – техническом регламенте Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»:

 – В некоторых вопросах нам непросто было найти точки соприкосновения с учетом региональных особенностей Беларуси и России. Тем не менее взаимопонимание достигнуто. Около 180 межгосударственных стандартов работают. Технический регламент развивается.

С юбилеем белорусских дорожных ученых также поздравили представители Вильнюсского технического университета имени Гедиминаса, Одесской государственной академии строительства и архитектуры, Казахстанского  дорожного научно-исследовательского института.

Далее работа конференции продолжилась по секциям – «Безопасность дорожного движения», «Интеллектуальные транспортные системы», «Ремонт и содержание автомобильных дорог».

Анонсируя программу форума, директор ГП «БелдорНИИ» Виктор Шумчик, одновременно обозначил и приоритетные направления развития дорожной науки:

Важным аспектом содержания дорог являются мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. Ежегодно по всему миру в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения сотни тысяч людей. Эксперты ООН признают проблему дорожно-транспортного травматизма эпидемией, такой же серьезной по последствиям, как вспышка опасных заболеваний. В то же время трагические последствия ДТП остаются неизвестными для большей части общества. Это приводит к тому, что и участники дорожного движения, и органы, ответственные за управление транспортной системой, часто рассматривают безопасность движения как второстепенный вопрос. При разработке дорожной инфраструктуры требования безопасности учитываются не как обязательные, а как дополнительные. Изменение такой неблагоприятной ситуации – важная задача научного общества.

В любой стране мира дорожная отрасль испытывает недостаток средств на ремонт существующих, строительство новых автомобильных дорог. Возросшее количество транспорта, особенно тяжелого, приводит к ускоренному разрушению дорожного полотна. В условиях сокращения объемов финансирования капитального ремонта автодорог содержание является важным инструментом, который позволяет замедлить процессы деградации автодорог.

Важную роль в инновационном развитии отрасли играет внедрение интеллектуальных транспортных систем. ИТС не только способствуют повышению комфортности движения, но и формируют положительный образ государства.

Понятно, что в рамках одной газетной публикации невозможно подробно отобразить весь спектр научных исследований, представленных на конференции. Попытаемся хотя бы в общих чертах обозначить тематику выступлений.

Так, в ходе секции «Безопасность дорожного движения» участники конференции заслушали 16 докладов по различным аспектам темы, как-то: «Анализ нарушений правил дорожного движения пешеходами на нерегулируемых переходах, оборудованных искусственными неровностями» (Беларусь), «Альтернативные меры безопасности для местных дорог» (Польша), «Некоторые аспекты работы кольцевых пересечений» (Латвия), «Влияние ширины полосы движения на безопасность транспортного потока» (Украина), «Дорожные знаки. Современные технологии световозвращения и учет их особенностей при разработке новейших европейских стандартов» (Болгария) и др.

В секции «Интеллектуальные транспортные системы» было заявлено 11 докладчиков. Это относительно новое направление научной деятельности. Особенно активно ИТС внедряются на магистральных дорогах. На рассмотрение научного сообщества были вынесены такие вопросы, как технологические возможности управления дорожным движением на комплексных дорожных сетях, автоматическая система предупреждения об опасности на перекрестках второстепенных дорог, альтернативное планирование поездок на автономных транспортных средствах, подключенные транспортные средства и технология V2Xи др.

Больше всего спикеров собрала последняя секция – «Ремонт и содержание автомобильных дорог». О широте обсуждаемой тематики можно судить уже по названиям научных докладов: «Мобильный  мониторинг состояния дорог и их зимнее содержание» (Финляндии), «DynatestLWDи определение  напряжения в материалах» (Эстония), «Оценка влияния отходов и вторичного сырья на свойства перерабатываемой холодной смеси на вспененном битуме» (Польша), «Прессованные цементные бетоны для строительства автомобильных дорог» (Украина), «Поддержание потребительских свойств дорожного покрытия за счет регенерации верхнего слоя асфальтобетона» (Китай) и др.

Следует заметить, что важным моментом подготовки к конференции стало издание сборника докладов, в который вошло 68 научных работ. Часть из них и была заслушана на секциях.

Я считаю, что конференция удалась как с точки зрения представительства, так и организации, наполнения содержанием, – поделился мнением заместитель директора ГП «БелдорНИИ» по научной работе Сергей Богданович.  – Нельзя развиваться, будучи замкнутым в границах одного государства. Мы собрали 15 стран. Послушали, кто чем занимается. Сверили, так сказать, позиции и сделали определенные выводы. И мы видим, что в принципе движемся в правильном направлении. Узнали кое-что интересное для себя, и оно будет обязательно принято во внимание.

Это уже вторая международная конференция, которую проводит наш институт. Первая была организована в 2016 году под тем же названием – «Автомобильные дороги: безопасность и надежность». Надеюсь, что форум станет традиционным и мы будем проводить его периодически в том же формате.

 

Белорусское научное дорожное сообщество учредило отраслевую награду – медаль «За вклад в дорожную науку».

Решение о награждении принимает наградной комитет, в состав которого входят ведущие ученые дорожной отрасли.

Медаль «За вклад в дорожную науку» вручается:

 – за достижение выдающихся результатов в научно-исследовательской деятельности, вносящих существенный вклад в развитие дорожной науки;

 – за успешное внедрение и использование инновационных научных разработок, технологических процессов, применение новых строительных материалов в транспортном комплексе, не имеющих аналогов в отрасли, улучшающих качество и снижающих трудоемкость;

 – за заслуги в организации научно-исследовательской деятельности;

 – за заслуги и достижения в подготовке квалифицированных специалистов научных кадров для дорожно-транспортной отрасли.

Первых медалей удостоены 20 белорусских ученых и 5 представителей научного мира других стран, которые давно работают в связке с белорусской наукой.

Большинство наград вручено на международной научно-практической конференции в Минске.

___________________________________________________

Татьяна АЗАРЕВИЧ, газета «Транспортный вестник» от 29.11.2018 и 06.12.2018