Новый технический комитет по стандартизации

31.07.2018

Приказом Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.04.2018 № 70 создан технический комитет по стандартизации «Безопасность дорожного движения и интеллектуальные транспортные системы». Новый технический комитет получил номер ТК BY37. Функции по ведению секретариата возложены на государственное предприятие «БелдорНИИ», которое было инициатором создания данного комитета.

С вступлением в силу технического регламента ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» систематизируются требования безопасности к автомобильным дорогам, которые должны быть обеспечены на всех стадиях их жизненного цикла.

Безопасностью движения в стране в той или иной мере занимаются почти все ведомства и организации, в какой-либо мере связанные с автомобильным транспортом: владельцы автомобильных дорог, госавтоинспеция, автотранспортные предприятия, автошколы, органы государственного и местного управления, некоторые общественные организации и т. д. Имеются и удачные примеры действий в этой сфере. Проблема состоит в том, что для большинства этих ведомств и организаций проблема повышения безопасности дорожного движения является лишь одной из задач и часто неглавной.

Проблема повышения безопасности дорожного движения является сложной и многоплановой. Для ее решения необходимы согласованные действия многих органов государственного управления, предприятий и физических лиц. Важное место в этом ряду занимают организации дорожного хозяйства, которые призваны обеспечить такой важнейший показатель как безопасные дорожные условия. Что касается стандартизации в области безопасности движения, то это важнейшее направление до последнего времени было лишено организационного начала. При этом вопросы безопасности дорожного движения в той или иной мере затрагиваются в более чем шестидесяти технических нормативных правовых актах и вспомогательных документах, действующих в Республике Беларусь.

Одной из наиболее важных задач управления транспортным комплексом Республики Беларусь является обеспечение максимальной эффективности функционирования дорожно-транспортного комплекса страны. Этого возможно добиться путем повышения качества удовлетворения потребностей экономики и населения в безопасных и эффективных транспортных услугах. Реализация задачи обеспечения требуемой мобильности населения возможна за счет двух взаимно дополняемых направлений деятельности:

- строительства новых участков дорог и ремонт существующих;

- внедрения технологий организационного управления транспортной системой с использованием современных технологий.

Существующие и разрабатываемые локальные или технологически ограниченные ведомственные системы информационного сопровождения и контроля деятельности сегментов транспортно-дорожного комплекса обеспечивают в ряде случаев эффективное решение узкого перечня задач. При этом отсутствие стандартов развития аналогичных систем ограничивает возможность их интеграции с целью создания единой управляющей платформы, в которой принципы управления выходят на новый качественный уровень – уровень прогнозного управления, то есть управления предвидения ситуации по всем показателям деятельности дорожно-транспортного комплекса.

Такая совокупная система, объединяющая в единый технический и технологический комплекс подсистемы организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения, а также предоставления информационного сервиса для участников дорожного движения и потенциальных субъектов транспортного процесса, называется интеллектуальной транспортной системой (ИТС).

Главными целями внедрения подобных систем являются обеспечение безопасности и высокой транспортной мобильности, сохранности дорожного покрытия и повышение качества дорожного сервиса.

Кроме того, интеллектуальные транспортные системы позволят создать условия для сокращения времени поездок всеми видами наземного транспорта, повысить внимание водителей при управлении автомобилями в различных по напряженности условиях движения, получить возможность выбора оптимального маршрута движения от начальной до конечной точки с учетом дорожной ситуации и плотности транспортных потоков, оптимизировать маршруты движения транспортных средств с учетом актуального состояния дорожного движения, оптимизировать скоростной режим движения, обеспечить формирование однородного транспортного потока, снизить аварийность на участках концентрации ДТП.

По оценке российских специалистов, внедрение ИТС является реальной антикризисной мерой, так как применение новых технологий позволяет уменьшить затраты на транспортную отрасль и в то же время увеличить эффективность и безопасность перевозок.

Под эгидой вновь созданного технического комитета предполагается работа по созданию необходимых документов по стандартизации, направленных на повышение безопасности дорожного движения и развитие интеллектуальных транспортных систем. Предусматривается привлечение специалистов разного профиля к работе комитета с целью принятия наиболее оптимальных решений в области организации дорожного движения.

Следует отметить, что аналогичный технический комитет работает в Российской Федерации и во многих странах мира ведутся работы по данному направлению.

Создание технического комитета по стандартизации «Безопасность дорожного движения и интеллектуальные транспортные системы» позволит организовать работу по внедрению новых инновационных решений на системной основе.