Автомобильные дороги – объект технического регулирования ЕАЭС

27.07.2017

Как известно Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» вступил в силу еще с 15 февраля 2015 года, однако до 1 сентября 2016 года был отведен переходный период, в течение которого требования данного документа не были обязательными. Накануне этой даты Государственное предприятие «БелдорНИИ» провело ряд обучающих семинаров с руководителями и специалистами организаций дорожного хозяйства. Сейчас идет уже 10-й месяц, как техрегламент работает в полноценном режиме. О сути документа и вопросах, возникших в ходе введения его в действие, рассказывает один из авторов ТР ТС, начальник отдела стандартизации и метрологии ГП «БелдорНИИ» Татьяна Сергеева.

Автомобильные дороги должны быть безопасны для пользователей, на них необходимо исключить недопустимый риск, связанный с возможностью причинения вреда (ущерба).Об этомтехнический регламент ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог». В нем установлены минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам общего пользования и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, текущего ремонта и содержания, а также формы и порядок определения соответствия этих требований.

Документ разработан с целью защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Наш техрегламент устанавливает обязательные требования к продукции – к автомобильным дорогам. Их жизненный цикл начинается со стадий изыскания и проектирования, включает строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) и эксплуатацию (текущий ремонт, содержание). На каждом этом этапе должны быть обеспечены требования безопасности, а также оценка соответствия того, что разработанная проектная документация, построенная (реконструируемая, капитально отремонтированная) и эксплуатируемая автомобильная дорога соответствуют требованиям техрегламента. В документе также определены требования безопасности к техническим средствам организации дорожного движения (дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и т. д.), дорожно-строительным материалам и изделиям и требования по оценке их соответствия.

Специалистам все требования безопасности к автомобильным дорогам, приведенные в техническом регламенте, известны. Это те же технические требования, которые были установлены и применялись ранее, так как практически все технические требования к автомобильной дороге влияют на ее безопасность.

В соответствии с регламентом самый большой блок требований безопасности необходимо обеспечить при проектировании автомобильной дороги и проектная документация, разработанная в соответствии с ТР ТС, должна предусматривать защитные меры против возможных рисков.

Для дорожников, знакомых с оценкой соответствия материалов и изделий в форме декларирования и сертификации, новыми стали требования по оценке соответствия результатов работы на каждом этапе жизненного цикла автомобильной дороги. С введением в действие технического регламента такая оценка обязательна, но она выполняется без помощи органов по сертификации. Оценку соответствия при инженерных изысканиях и проектировании необходимо осуществлять в форме экспертизы; при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте – в формах производственного контроля и промежуточной приемки выполненных работ, приемки объектов в эксплуатацию; а при эксплуатации – в форме текущего контроля за состоянием дороги.

Несмотря на то, что в нашем регламенте не требуется документальное удостоверение результатов такой оценки, считаю необходимым делать заявление о соответствии ТР ТС 014/2011 каждого этапа жизненного цикла автомобильной дороги. Для документального удостоверения соответствия регламенту подойдет пояснительная записка или заключение экспертизы по поекту, производственная документация, акты выполненых работ и др.

Для дорожно-строительных материалов и изделий оценка соответствяи осуществляется в форме декларирования или сертификации.

Одним из важнейших положений технического регламента является требование о том, что соответствие автодорог и дорожных сооружений можно обеспечить непосредственно выполнением требований безопасности ТР ТС либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов государств-членов Таможенного союза, из перечня стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований техрегламента.

Добровольное применения стандартов из перечня стандартов, прилагаемого к ТР ТС, обеспечивает соблюдение требований регламента. Неприменение стандартов, включенных в указанный перечень, не может рассматриваться как несоблюдение технического регламента. В таком случае оценка соответствия осуществляется на основе анализа риска. Использование анализа рисков в процедуре оценки соответствия ТР ТС требует соответствующей компетенции специалистов, осуществляющих оценку соответствия, включая понимание ими возможных негативных сценариев, связанных с безопасностью.

К сожалению, документа по анализу рисков для оценки соответствия ТР ТС пока нет. Федеральное дорожное агентство Минтранса России планирует разработку такого документа. Однако не стоит ожидать, что появится документ, который предложит методику оценки рисков на все случаи жизни. В любом случае для конкретной ситуации анализировать возможные риски придется по откорректированной под эту ситуацию методике. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска»,  не предназначен для целей оценки соответствия, но вполне может применяться как источник информации.

Если говорить об оценке соответствия в форме декларировании и сертификации, то в этом случае используются уже установленные подходы для подтверждения соответствия требованиям ТР ТС.

Так, перечни продукции, подлежащей такой оценке соответствия небольшие: в форме декларирования – всего 10 позиций, в форме сертификации – 14 позиций.

Декларированию подлежат следующие дорожно-строительные материалы: песок, щебень, минеральный порошок, цемент, битумы, разметочные материалы. В перечень не включены асфальтобетонные, растворные и бетонные смеси. Этому есть объяснение: смесь хорошего качества на выходе из смесителя при нарушении сроков хранения и несоблюдении технологии укладки превращается в бетон и асфальтобетон низких потребительских свойств.

В перечне изделий, подлежащих сертификации, – дорожные знаки, светофоры, ограждения, табло с изменяющейся информацией, дорожные сигнальные столбики, дорожные тумбы, камни бортовые, плиты дорожные железобетонные, лотки дорожные водоотводные и т.д. Это дорожные изделия, технические средства организации дорожного движения, которые в большей степени влияют на безопасность.

Схемы для декларирования предусмотрены трех видов: две из них для серийно выпускаемой продукции, одна – для партии. Схема же для сертификации предполагает одну для серийно выпускаемой продукции и одну – для партии изделий.

Дорожно-строительные материалы и изделия, соответствующие требованиям безопасности ТР ТС и прошедшие процедуру подтверждения соответствия, должны маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС. Этот знак наносится на сопроводительную документацию материалов и изделий, а также на каждое изделие.

Нет необходимости декларировать дорожно-строительные материалы и сертифицировать изделия из рассматриваемых перечней продукции, если нет выпуска указанной в них продукции в обращение. Например, если производим песок (добываем из собственного карьера) для собственного производства, допустим, асфальтобетонной смеси или бетонных изделий, то в таком случае нет поставки песка на рынок, а значит, и нет необходимости его декларировать.

Стоит подробнее остановится на перечнях стандартов, взаимосвязанных с техрегламентом. Таких перечней два:

- Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований техрегламента;

- Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований техрегламента и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования. В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза Перечни стандартов, взаимосвязанных с ТР ТС, требуют постоянного мониторинга результатов применения и подготовки предложений по их актуализации не реже одного раза в год.

В настоящее время действующими являются перечни стандартов, принятые решением Коллегии ЕАЭС №176 от 29.12.2015 года. В них включены межгосударственные стандарты, разработанные в соответствии с Программой по разработке стандартов, взаимосвязанных с ТР ТС 014/2011. Это 167 ГОСТ, имеющих общий групповой заголовок «Дороги автомобильные общего пользования» с датой применения с 01.09.2016 г., и национальные технические нормативные документы стран участниц Таможенного союза с датой применения до 01.09.2016 г.

Не правильно считать, что после 01.09.2016 г. национальные технические нормативные документы, указанные в перечнях стандартов, принятых решением Коллегии ЕАЭС №176 от 29.12.2015 года, нельзя применять. Добровольно применив национальные документы после 01.09.2016 г.,  оценка соответствия осуществляется на основе анализа риска.

Решением Коллегии ЕЭК от 28.02.2017 года к перечням стандартов приняты  изменения и они дополнены следующими межгосударственными стандартами:

- ГОСТ 33387-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Технические требования;

- ГОСТ 33389-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Методы испытаний;

- ГОСТ 310.3-76 Цементы. Методы определения нормальной густоты, сроков схватывания и равномерности изменения объема;

- ГОСТ 310.4-76 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии;

- ГОСТ 8829-94 Изделия строительные железобетонные и бетонные заводского изготовления. Методы испытаний нагружением. Правила оценки прочности, жесткости и трещиностойкости.

- ГОСТ 17625-83 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного бетона. Размеров и расположения арматуры;

- ГОСТ 22362-77 Конструкции железобетонные. Методы измерения силы натяжения арматуры;

- ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры;

Кроме того, перечни также дополнены государственными стандартами Республики Беларусь с ограничением применения  до 01.05.2019 года:

СТБ ЕN 12591-2010 Битумы дорожные. Технические требования и методы испытаний;

СТБ ЕN 1373-2013 Битумы и битумные вяжущие. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

Таким образом, у нас есть возможность до 1 мая 2019 года, добровольно применив указанные стандарты на битумы, утверждать о соблюдении ТР ТС 014/2011.

Актуализация перечней стандартов, взаимосвязанных с ТР ТС, влияет на техническое обеспечение регламента и на техническое регулирование автомобильных дорог. Поэтому всем заинтересованным необходимо принимать в этой работе активное участие и присылать в ГП «БелдорНИИ»  соответствующие замечания и предложения с тем, чтобы мы могли и в дальнейшем актуализировать эти перечни и вырабатывать единую позиции от нашей республики.

Отмечу также, что вводится регламент в действие непросто. Документ не идеален, возможно, отдельные требования следовало бы изложить более четко. Но если учесть, что ТР ТС был разработан за 9 месяцев, то серьезных претензий к нему нет. Есть вопросы к стандартам и перечням, взаимосвязанным с техрегламентом. Мы до сих пор сложно воспринимаем, что автомобильная дорога – это продукция.Кроме того, в соответствии с договором о ЕАЭС предусматривается разработка новых межгосударственных документов в сфере технического регулирования. А их, увы, пока нет.

Автомобильные дороги как объект технического регулирования в ЕАЭС должны обрести установившуюся практику – безопасность для пользователей, окружающей среды, животного и растительного мира, при максимальном обеспечении ресурсо- и энергосбережения.